Люди и легенды
Деций Траян – воин, строитель и гонитель христиан
1. Римский император Деций Траян
На рубеже II и III веков Римская империя начала испытывать кризисы, связанные как с экономическими и военными провалами императоров-самодуров, так и с политической нестабильностью. Первая половина III века окончательно расшатала устои империи, столкнувшейся с серьёзными антиримскими выступлениями в провинциях, набегами соседних племён на приграничные территории и крепнувшим расколом в религиозных верованиях римских граждан, среди которых уверенно распространялось христианство. Мало кому из римских императоров III века удавалось удержаться у власти больше 2-3 лет, большинство погибало в сражениях и заговорах, едва успев вступить в права властителя самой большой и значимой империи древнего мира. Империя теряла людей, территории, власть, и отдельные правители, предчувствуя близкий закат былой имперской славы, пытались вернуть старые добрые времена самыми разными мерами.
В 249 году Деций Траян, возглавивший римскую армию в одном из усмирительных походов, добился определённых военных успехов, и армия провозгласила его императором. Ряд историков считает, что это произошло помимо его желания, но есть и другие мнения. Сенатор за примерно полвека жизни успел отметиться в ряде интриг, которые то приближали его вплотную к трону, то отправляли в опалу; нелепо предполагать в нём наивность, никак не свойственную политикам его времени. В сражении Деция с действующим императором Филиппом I последний был убит, Деций утвердил свой титул победой над предшественником.
Деций Траян
Полное имя Деция - Гай Мессий Квинт Деций. Он стал первым императором-балканцем, родом из нынешней Болгарии, однако некоторые исследователи предполагают, что его родители, по крайней мере, отец имели итальянское происхождение и были крупными землевладельцами. Наиболее вероятно, что продвижение Деция в Риме сначала основывалось на военной карьере. Но уже в весьма юном возрасте 20-25 лет он стал сенатором, а впоследствии неоднократно назначался наместником. В правление императора Гордиана III Деций попал в немилость, но при Филиппе I получил должность префекта Рима, что было весьма значимо и почётно.
Деций был женат на этрусской аристократке Гереннии Этрусцилле, родившей ему двух сыновей, которые впоследствии также стали римскими императорами, но на весьма непродолжительное время. Как и самому Децию, его сыновьям была уготована насильственная смерть.
Герения Этрусцилла, жена Деция Траяна
Правление Деция Траяна продолжалось менее двух лет, и за это время Даций одержал пару военных побед, столкнулся с несколькими заговорами и попытками узурпации власти в Риме. В 251 году император был убит в сражении с готами в результате предательства одного из сподвижников. Эта смерть стала первой, но не последней смертью человека в ранге римского императора в битве с внешними врагами (до этого императоры погибали исключительно от рук друзей или врагов внутренних).
2. Консервативная политика Деция Траяна
Деций, почти четверть века находившийся в центре властных интриг, понимал, что империя испытывает чрезмерное давление на внешних границах, слабеет во внутренних восстаниях, и утрачивает былую славу непобедимой державы. Целью своей политики он сделал возрождение римской империи, а себя видел продолжателем дела Октавиана Августа, Веспасиана, Траяна (в честь которого выбрал тронное имя), Адриана и других лучших императоров.
Монеты Деция Траяна
В честь великих императоров прошлого были выпущены монеты, которыми расплачивались с армией и чиновниками, постановления Деция и всевозможные документы содержали пафосные призывы к восстановлению традиций великой империи. Политика императора опиралась на консервативные круги богатой римской знати, но патетические отсылки к прошлому уже не вызывали понимания многослойного и разного по этническому составу римского населения.
Деций развернул в Риме масштабное строительство, которого пышная столица не видела два десятилетия. Колизей, пострадавший от пожара, был полностью восстановлен. На Авентине были возведены новые термы. Дециев портик был, вероятно, также заложен во время правления Деция, но завершение строительства император уже не увидел. Архитектурная стилистика нового строительства отличалась помпезностью и пышностью декора, зачастую избыточного.
Монеты Деция Траяна
Деций начал свою налоговую реформу, отменив часть постановлений предшественника и ослабив налоговое бремя для отдалённых провинций. Благодаря этому шагу часть восстаний в восточных провинциях угасла сама собой. Деция даже начали прославлять как восстановителя свободы. Однако масштабная реставрация былого величия, задуманная императором, несомненно потребовала бы значительных средств, а истощённому войнами и бесконечными виражами императорских задумок Риму взять их было неоткуда.
3. Гонения на христиан во время правления Деция Траяна
Консервативные устремления Деция и возврат к ценностям «старого доброго Рима» не могли не войти в противоречие с растущим влиянием христианской церкви, ставшей заметным социально-политическим институтом с уже выстроенной внутренней иерархией отношений. Христиане организовались в заметное движение, их влияние в различных инстанциях империи стало нарастать, а в планах императора значилось всеобщее возрождение традиционных культов.
Деций провёл реставрации и ремонты давно заброшенных храмов в провинциях, построил несколько новых святилищ, выпустил серию посланий, в которых призывал граждан империи к почитанию тех богов, которым поклонялись предки. Достаточно важную часть этого почитания составляли жертвоприношения, а неучастие в них христиан стало вдруг заметным и нестерпимым. Наметилось и социальное разделение. Аристократические слои полностью поддерживали устремления Деция, в то время как христиане в большинстве своём являлись представителями средних, низких и беднейших слоёв римского общества.
В начале 250 года Деций Траян издал указ, предписывающий жителям империи провести в присутствии специальной комиссии публичное жертвоприношение и получить документ, удостоверяющей это событие. Тот, кто отказывался от жертвоприношений, заключался в тюрьму. Вначале условия содержания в тюрьмах были весьма вольготными: заключенные могли читать и переписываться, им были разрешены посещения родных и близких. Однако вскоре начались жестокие пытки и казни, ставшие первым в истории массовым гонением на христиан.
Сложно сказать, что подтолкнуло Деция к террору против христиан, да и был ли этот террор инициирован им в той мере и тех масштабах, что развернулись по всей империи. Согласно отзывам современников, Деций был эрудированным и общительным человеком, энергичным, но не агрессивным. Во всех остальных вопросах император проявил себя как разумный правитель, понимающий расклад сил и опасности, грозящие государству. Сплочённость христианских общин в сочетании с их отстранённостью от жизни остального общества могла представляться нарушением устоев, но остаётся неясным, почему борьба Деция с инакомыслием вылилась в череду жестоких и мучительных убийств.
Возможно, гонения спровоцировали внутренние околовластные интриги, в которых могли участвовать христиане. Некий неизвестный фактор личной неприязни тоже мог стать фактором разворачивания борьбы с христианами. Не так уж невероятно, что Деций сознательно использовал различия в вере для концентрации растущего напряжения в римском обществе на образе врага-христианина. Найдя врага по соседству, римляне перестали обвинять императора в бездействии и неудачах.
Действия Деция спровоцировали раскол римского общества. Некоторые римляне, придерживающиеся языческих традиций, начали охоту за «отказавшимися», донося на соседей и третируя тех, кто не показывался в храмах. Христиане бежали в спешке, бросая дома и нажитое имущество, что привело к обогащению части язычников, большинство из которых становилось яростными гонителями не столько по зову веры, сколько по меркантильным соображениям.
Во время гонений погибло множество христиан, в том числе Папа Фабиан и несколько епископов. Многие христиане были вынуждены бежать и скрываться в лесах. Христианские общины вернулись к уединённому образу жизни вдали от людных мест. С одной стороны, это сплотило единоверцев, с другой стороны, первые гонения стали причиной и первого раскола в церкви.
Большое количество христиан выполнили требования властей и совершили жертвоприношение ради получения документа. Некоторые христиане получили необходимый документ при помощи взяток. Мнения касательно отношения к такому принудительному предательству разделились. Часть выживших христианских епископов считала, что отступничество, пусть и под угрозой расправы, недопустимо. Другие полагали, что искреннее покаяние избавит отступников от греха лицемерия, и что выживание церкви как таковой зависит от выживания верующих. Дискуссия быстро обрела характер острой непримиримости и склок внутри церкви, что ослабляло её в целом.
Значительные потери, которые понесла верхушка христианской церкви, привели к возникновению борьбы за место Папы. Самопровозглашённые Папы увязли в привлечении на свою сторону епископов и общины, возникли стихийные христианские течения и учения сектантского толка, и едва сформировавшаяся христианская церковь практически перестала существовать как единая структура. Всё это подтолкнуло конструктивно настроенных епископов к организации чёткой структуры церкви и выстраиванию достаточно жёсткой иерархии внутреннего подчинения.
Пик гонений пришёлся на 250 год, смерть Деция и последовавшая чехарда во власти прекратили репрессии. Однако эмоциональный шок, который вызвали гонения, трансформировался в почитание христианами памяти мучеников. Началось формирование культа мучеников как неотъемлемой составляющей христианской религии.
Деций Траян, несмотря на все амбициозные замыслы, стал лишь одним из череды императоров на год. И самым известным его вкладом в историю стали гонения на христиан, которые определили направление развития христианской церкви и способствовали дальнейшему упадку великой империи.
Т. Устинова, 2015, специально для клуба "Архео"