Археологический клуб

Культуры, народы и государства Азии

Древний Согд (Согдиана)

Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии, впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями. В империи Ахеменидов Сугуда - Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию. Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках - в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд. В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский - так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства - наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль. Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.

Археологические памятники древнего СогдаАрхеологические памятники древнего Согда  
Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э...

Курган-тепе и древний храм огнепоклонниковКурган-тепе и древний храм огнепоклонников  
Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины — пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие. В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца — общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще...

Курганный могильник возле Курган-тепеКурганный могильник возле Курган-тепе  
В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи. Во втором кургане также было железное оружие — трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука...

Большая костяная пластина с батальной сценойБольшая костяная пластина с батальной сценой  
Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники — единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх...

Большая костяная пластина со сценой охоты и малые пластиныБольшая костяная пластина со сценой охоты и малые пластины  
Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них — деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне. Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)...

История и памятники искусства Согда  
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении. Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия — бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче — в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)...



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Археологические памятники древнего СогдаКурган-тепе и древний храм огнепоклонниковКурганный могильник возле Курган-тепеБольшая костяная пластина с батальной сценойБольшая костяная пластина со сценой охоты и малые пластиныИстория и памятники искусства Согда
Древняя Бактрия
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов



Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика