Археологический клуб
Античные цивилизации

Кесария Филиппова или Баниас/Паниас

Caesarea, Baneas, Paneias, Baniyas, Belinas


Светлана Тарханова, кандидат искусствоведения
Фото: К. Нехлюдов

Идентификация

Название небольшого региона и города на южных склонах Хеврона «Паниас» происходит от греческого бога Пана, которому здесь был посвящен грот. [Pliny NH. V. 71.74.] Культ бога Пана возник в Аркадии, но стал популярным среди греков после победы при Марафоне, создав среди персидских войск «панику».

В средневековый период евреи, жившие в П., идентифицировали это место с библейским Даном. В 1170 г. путешественник Вениамин Тудельский видел место алтаря ветхозаветного пророка Михея (Суд. 18:29-31) в центре пещеры.

Кесария Филиппова или Паниас


Кесария Филиппова или Паниас


Во 2 г. до н.э. сыном Ирода Великого Филиппом в П. был построен полис, посвященный римскому императору Августу. [Josephus. War. II; Antiq. XVIII. 28.] Для того, чтобы отличить его от Кесарии Приморской, ему присвоили название Кесария Филиппова. Он был официально переименован Агриппой II в Нерониас (Neronias) [Antiq. XX. 211, монеты], но во II и III вв. используется старое название – Кесария Панеас [Ptolemy V. 15. 21, VIII. 20.12; CIG 4750, 4921; Waddington 1650b; Tabula Peutingeriana.]. На монетах, выпускавшихся в П. в промежуток времени от правления Марка Аврелия до Элагабала, упоминается полное официальное название города: Caes(areia) Seb(aste) hier(a) kai asu(los) hupo Paneiou. В древних еврейских источниках город упоминается как Кесарион или Кисрин, а грот как пещера Памиас или Паниас. Начиная с IV в. наименование Кесария исчезает и заменяется исключительно Паниасом, или Баниасом.

Кесария Филиппова или Паниас


Кесария Филиппова или Паниас


Топография

Паниас расположен на юго-восточном склоне горы Хеврон (Jebel esh-Sheikh), на северном краю треугольного плато из базальта и травертина (ширина около 1.5 км, длина 2 км, высота над уровнем моря 300 м).

Два ущелья образуют разные части города. Ущелье Нахал Саар (Nahal Sa’ar, Wadi Za’are), которое разделяет Голанские высоты и Ермон, направлено с юго-востока на северо-запад, проходит в 500 м от горы и расположено параллельно ей. Небольшая река в этом ущелье была постоянным источником воды в античности, сейчас она используется в сельском хозяйстве местными кибуцами. Нахал Ермон (Nahal Ermon, Wadi Baniyas, Wadi Khashabeh) образует овраг, который разрезает город по направлению с северо-востока на юго-запад.

Кесария Филиппова или Паниас


Кесария Филиппова или Паниас


Там, где Нахал Ермон соединяется с равниной, сохранились остатки римской крепости (высота 0.6 м), стены которой образовывали канал. Он должен был выводить обильные зимние осадки и предотвращать разрушения в городе. Вода, скорее всего, скапливалась в озере, которое отделяло город от грота Пана и дворца. Это озеро, построенное на искусственных террасах, могло также быть священным, по аналогии со многими священными озерами в финикийских храмах (Афака, Амрит). Из озера вода по трубам доставлялась в город.

Кесария Филиппова или Паниас


Кесария Филиппова или Паниас


Различные секции города, образованные ущельями и источниками, включали террасы со святилищем Пана и дворцом; выше по склону располагалось святое место друзов (Weli Sheikh Khader, Mar Girgis, св. Георгий); на юг от источников был центр римского города. В позднеантичный период его территория разрослась за пределы римских стен, но в исламскую эпоху снова сократилась до древних размеров. Римская дорога из Тира в Дамаск, проходившая через центр города, была основной и оживленной транспортной магистралью (еще не раскопана). За пределами Баниаса сохранились ее фрагменты. Был обнаружен милевой столб эпохи Гордиана III, отмечающий третью милю от П. За пределами города сохранились следы двух кладбищ и акведуков.

Кесария Филиппова или Паниас


Греко-римский период. Язычество и иудаизм  
Панеон – грот, посвященный Пану. «Panium in Coele-Syria» впервые упоминается у Полибия в связи с победой Антиоха III над египетским генералом Скопасом в 200 г. до н.э. В результате Палестина перешла к Селевкидам. Но культ Пана был установлен уже в III в. до н.э. при Птолемеях. Основное святилище Пана (Панеон) было построено в Александрии Птолемеем II Филадельфом. Его почитание было частью династического культа Диониса, распространенного на территории всего Птолемеевского Египта.

Раввинистическая литература  
Еврейская община в Паниасе, по сравнению с другими еврейскими поселениями северной Палестины, была небольшой, так как город находился за «галахическими» границами Палестины, но и здесь действовал список «запрещенных» для выращивания сельскохозяйственных продуктов. К тому же, хотя алтарь с золотым тельцом в Дане был «еретическим» и в эллинистический период перешел к язычникам, территория Ермона продолжала считаться священной: сакрализовались горы, озера, источники, леса.

Христианство  
Кесария Филиппова несколько раз упоминается в Евангелиях (Мт. 16:13, Мк. 8:27). Христос с учениками совершал путешествие в «странах Кесарии Филипповой», где спрашивал у них, кем его почитают люди и где начал открывать ученикам предстоящие страдания. Евангельская традиция дает больше оснований полагать, что Преображение произошло на горе Ермон, а не на горе Фавор, так как после беседы Христа с учениками Христос берет троих из них и поднимается на гору, где преображается перед ними (Мт. 17, Мк. 9:2). Возможно, что отсутствие указания на точное географическое место Преображения во всех Евангелиях объясняется тем, что для его определения было достаточно сказать, что это высокая гора рядом с Кесарией Филипповой. Это соотносится и с ветхозаветным преданием о том, что на Ермоне была «лестница на небо» (Ен. 12-16, Евангелия от Левита (2-7)).

Скульптура Христа и «Бериники-Марусы»  
Одно из самых ранних упоминаний принадлежит Евсевию. Скульптура, которую он видел, представляла собой изображение коленопреклоненной женщины, которая протягивала руки к фигуре Христа. Маоз предполагает, что это могла быть изначально языческая статуя Исиды и Сераписа. По гипотезе Вилсона это была статуя Асклепия и его дочери Паникеи или императора Адриана с аллегорическим изображением провинции в виде женщины, или даже Береники, правительнице округа Панеас. Последнее предположение основано на том, что в поздних христианских рассказах особое внимание уделялось личности исцеленной женщины, в результате чего она даже обрела конкретное имя – Береника, или Вероника , вероятно, в честь сестры Ирода Агриппы II Береники, любовницы Тита и правительницы данного округа (гора рядом с Тиберией названа в ее честь).

Арабский период и крестоносцы  
Средневековые укрепления Паниаса относятся к Фатимидскому периоду. Согласно ибн эль-Каланаси, город был отдан дамасским правителем секте исмаилитов (Ассасины) в 1126 г. Ее предводитель Бахрам отреставрировал стены города. Исмаил Персеянин, наследник Бахрама, предложил город крестоносцам в 1129 г. в обмен на больницу-приют для членов секты исмаилитов. Это предложение было принято королем Балдуином II, который назначил правителем города Райниера Бруского (Rainier of Brus). Фортификации были укреплены против возможных нападений со стороны Дамаска. В декабре 1132 г., Шамс эль-Мулк захватил город, в отсутствии основного рыцарского гарнизона, и вернулся в Дамаск.

История исследования  
Вениамин Тудельский, который посетил Паниас в 1170 г., возможно, видел остатки пьедесталов в скальных нишах. Димашки (1300 г.) упомянул остатки греческих построек. Исследования нового времени начались в 1806 г., когда У.Дж. Ситзен (U.J. Seetzen) описал иорданские истоки, грот и скалу с нишами. Он скопировал некоторые греческие надписи и идентифицировал поселение как Кесарию-Паниас. Дж.Л. Буркхард (J. L. Burkhardt) в 1810 г. добавил детальное описание с зарисовкой пещеры и копиями гречечских надписей. Он также добавил, что руины, остатки древних стен, колонн (некоторые из серого гранита) с пьедесталами простирались далеко на запад.

Августеум и святилище Пана  
Западный источник находился в гроте (ширина 26-30 м, высота 17 м), который расположен в нижнем восточном углу склона. Вероятно, в древности эта пещера была заполнена грунтовыми водами (насколько можно судить по следам воды на стенах). Иосиф Флавий, вероятно, имел в виду ее, когда писал о пещере на высокой скале, с трещиной, заполненной водой. Возможно, что именно в этой пещере с озером происходило чудо с погружением жертвы, описанное Евсевием.

Святилище Зевса, двор Немезиды, храм Пана  
К востоку от открытого святилища «Пана и нимф», в 20 м от Августеума, был обнаружен фундамент другого храма. Его задняя стена опиралась на скалу, боковые стены были перпендикулярны ей, а фасад обращался на юг и возвышался над источником. Фундамент (толщина 1.75 м) был построен из известняковых блоков с красноватым цементом в качестве связующего вещества. План состоял из входного портика (ширина 11 м, глубина 4.15 м) и однонефного зала прямоугольной формы (10.70х16.70м). Аттическая база (диаметр более 1 м), найденная рядом, скорее всего, принадлежала фасаду.

Дворец Ирода  
На запад от святилища Пана естественная терраса была расширена для строительства крупного здания, которое идентифицировали как дворец Ирода. В нем была применена техника итальянского происхождения opus reticulatum. Она встречается в Палестине только в двух других случаях: дворец Ирода в Иерихоне и гробница в Иерусалиме. В Паниасе под дворцом находилась подземная камера с низким арочным сводом. Над ним были построены основные дворцовые помещения.

Литература

•  Bader G. The Encyclopedia of Talmudic Sages. Translated by Solomon Katz. London. 1988;
•  Bar D. Continuity and Change in the Cultic Topography of Late Antique Palestine. // Hahn J., Emmel S., Gotter U., eds. From Temple to Church. Destruction and Renewal of Local Cultic Topography in Late Antiquity. Leiden. Boston. 2008. P. 275-299;
•  Beausobre M. D. Dissertation sur la Statue du Paneade. // Bibliotheque Germanique 13 (1727). Amsterdam. 1727 P. 1–91;
•  Berlin M. The Archaeology of Ritual: The Sanctuary of Pan at Banias/Caesarea Philippi. // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. # 315. Aug. 1999. P. 27-45
•  Benvenisti M. The Crusaders in the Holy Land, Jerusalem 1970, 147-154;
•  Bernand A. Le Paneion d’El-Kanais: Les Inscriptions Grecques. Leiden. 1972;
•  Beyer D. Miscellanea Babylonica: Melanges Oflerts d Maurice Birol. Paris. 1985. P. 39-44;
•  Cameron A., Herrin J., trans. Constantinople in the Early Eighth Century: The Parastaseis Syntomoi Chronikoi. Columbia Studies in the Classical Tradition 10. Leiden: 1984;
•  Clermont-Ganneau Ch. Le Cippe Nabateen de D’meir. RAO 1. 1888. P. 48-74;
•  Conder C.R., Kitchener H.H. The Survey of Western Palestine: memoirs of the torography, hydrography, and archaeology. London: Committee of the Palestine Exploration Fund. vol I. 1881.P. 109-114;
•  Crafer T.W., trans. The Apocriticus of Macarius Magnes. Translations of Christian Literature. Series I: Greek Texts. London. 1919;
•  Devreesse R. Le Patriarcat d’Antioche depuis la Paix de l’Eglise jusqu’a la Conquete Arabe. Paris. 1945;
•  Epstein I., ed. The Babylonian Talmud. London. 1935;
•  Fleischer R. Die Tychegruppe von Balanea-Leukas in Syrien. // Archaologischer Anzeiger. 1986. 707-709;
•  Friedland E.A. Graeco-Roman Sculpture in the Levant: the Marbles from the Sanctuary of Pan at Caesarea Philippi (Banias). // Humphrey J.H., ed. The Roman and Byzantine Near East. Vol. 2. Some Recent Archaeological Research. Portsmouth. Rhode Island. 1999.
•  Grabois A. Cahiers de Civilisation Medievale 13. 1970. P. 43-63;
•  Guerin V. Description geographique, historique et archeologique de la Palestine: Galilee, I. Paris 1880. P. 308-327;
•  Guidi M. Un Bios di Constantino. Rome. 1908;
•  Meshorer Y. Israel Numismatic Journal. 8. 1984-1985;
•  Hartal M. Banias Survey. // Excavations and Surveys in Israel. 4. 1985. P.7-9, 26;
•  Hartal M. Namrud Fortress. // Excavations and Surveys in Israel. 16. 1997. P.1-5;
•  Jeffreys E., Jeffreys M., Scott R., trans. The Chronicle of John Malalas. Melbourne: 1986;
•  Laekenbaeher S. Une nouvelle attestation d’Istar Hurri dans un contrat trouve a Baniyas (Syrie). // Durand J.-M., Kupper J.-R. Miscellanea Babylonica. Melanges offerts a M. Birot. Paris. 1985. P. 156-160;
•  Leclercq H. Paneas. // Dictionnaire d’Archeologie Chretienne et de Liturgie. 8. Part 2. Cols. 1737–41. Paris: 1929;
•  Liebermann S. Palestine in the Third and Fourth Centuries. // The Jewish Quarterly Review 36. 1946. P. 329–70;
•  Ma’oz Z.U. Banias. // NAEHL. Vol. I. P. 136-143;
•  Negev A. The Inscription of the Emperor Julian at Ma’ayan Barukh. // Israel Exploration Journal. 19. 1969. P.170-173;
•  Nickelsburg G.W.E. Enoch, Levi, and Peter: Recipients of Revelation in Upper Galilee. // Journal of Biblical Literature 100:4. December. 1981. P. 575–600;
•  Nickelsburg G.W.E. I Enoch: A Commentary on the Book of I Enoch Chapters 1–36; 81–108. Minneapolis: 2001;
•  Preger Th., ed. Scriptores Originum Constantinopolitanarum 1. Leipzig: 1901. Reprinted by Arno Press, New York: 1975;
•  Russell K.W. The Earthquake of May 19, A.D. 363. // Bulletin of the American Schools of Oriental Research 238. Spring. 1980. P. 47–64;
•  Stewart A., trans. Felix Fabri. Wanderings in the Holy Land. 2 Vols. PPTS 7–10. London. 1892–93;
•  Strack H.L., Stemberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. Edinburgh. 1991;
•  Thomson W.M. The Land and the Book. Vol. 2: Central Palestine and Phoenicia. Hartford, CT. 1911;
•  Trombley F.R. The Survival of Paganism in the Byzantine Empire during the Pre-Iconoclastic Period (540–727). Ph.D. Dissertation, UCLA: 1981;
•  Trombley F.R. Hellenic Religion and Christianization C. 370–529. 2 Vols. Leiden: 1993;
•  Tzaferis V. Cults and Deities Worshiped at Caesarea Philippi-Banias. // Ulrich E. et al., Priests, Prophets and Scribes. Essays on the Formation of Heritage of Second Temple Judaism in Honour of Joseph Blenkinsopp. Sheffield. 1992;
•  Tzaferis V. Avner R. Banias – 1990. // Excavations and Surveys in Israel. 10. 1991;
•  Tzaferis V., Israeli S. Banias – 1993. // Excavations and Surveys in Israel. 16.1997. P. 9–11;
•  Tzaferis V., Israeli S. Banias – 1994. // Excavations and Surveys in Israel. 16.1997. P.11–14;
•  Tzaferis V., Peleg, M. Banias Excavation Project– 1988. // Excavations and Surveys in Israel. 7–8. 1988–1989. P.10–11;
•  Wilson J.F. Caesarea Philippi. Banias, the Lost City of Pan. I.B.Tauris. London. N.Y. 2004.




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасГреко-римский период. Язычество и иудаизмРаввинистическая литератураХристианствоСкульптура Христа и «Бериники-Марусы»Арабский период и крестоносцыИстория исследованияАвгустеум и святилище ПанаСвятилище Зевса, двор Немезиды, храм ПанаДворец Ирода
Античные коллекции
Люди и легенды
Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры