Древние культуры
Кобано-Колхидская культура
Кобанско-колхидская культура, в современных источниках оределяемая чаще просто кобанской, получила своё название от селения Кобан на Северном Кавказе, возле которого были впервые обнаружены могильники и многочисленные артефакты древней культуры, невероятно искусной в изготовлении бронзовых предметов самого разного назначения. Представители культуры проживали на территории современного Дагестана и Осетии, основные поселения располагались по обе стороны Большого Кавказского хребта. Споры о датировках культуры и антропологических чертах представителей культуры весьма активно продолжаются в научной археологии и этнографии. В общем, в истории культуры выделяют два периода - бронзовый (XIII - IV века до н.э.) и железный (XVII - III века до н.э.)
Открытие кобанской культуры состоялось в 1869 году, когда разлившаяся река подмыла древние захоронения. Кобанцы устраивали могилы в виде каменного ящика из плоских плит, что сохранило содержимое могил на тысячелетия. Позднее предметы кобанского производства были найдены в других районах Северного Кавказа и в ряде районов восточного побережья Черного моря.
Кобанцы занимались горным скотоводством, охотой, а главным образом - изготовлением различных металлических предметов, которые славились далеко за пределами Кавказа. Именно здесь, в горных районах возникло особое и уникальное производство бронзовых изделий. Во многих других местах, даже таких отдаленных, как юго-восточная Европа, сказалось заметное влияние большой и развитой кобанской культуры, в частности в использовании и обработке бронзы. Кобанские мастера владели обширным арсеналом технических приемов — пользовались отливкой по твердой и восковой модели, ковкой, гравировкой, инкрустацией и т. д.
Кобанские поселения, следы которых обнаруживаются иногда и по сию пору, представляли собой близкорасположенные жилых постройки в труднодоступных местах. У этих поселков не было оборонных сооружений, поскольку выгодное использование кобанцами природы гор делало нападение крайне затруднительным. К тому же каждое поселение было прекрасно вооружено, а население умело обращаться с оружием с раннего возраста. Отголоски этих культурных особенностей прослеживаются в традициях Северокавказского населения до сих пор. Весьма вероятно также, что с оружейниками и бронзовых дел мастерами предпочитали дружить, а не ссориться. Торговые связи кобанской культуры простирались очень далеко, а отдельные предметы кобанского производства добрались до Южной Европы и Скандинавии.
Большое количество находок 1869 года из могильника в селении Кобан находится в Эрмитаже. Основу коллекции составляет частное собрание, выкупленное музеем. Предметы относятся к началу первого тысячелетия до н. э., т. е. ко времени конца бронзы и начала железа. В экспозиции музея представлены бронзовые топорики особой, изящной формы с орнаментацией в виде гравированного геометрического узора, изображений животных — оленей, хищников, змей и т. д. Своеобразную кобанскую форму имеют и запястья в виде плотно сжатой сужающейся спирали, треугольной в сечении, с круглыми завитками на концах, огромные булавки, большие и плоские сверху, наподобие лопатки, пояса, пряжки, крупные фибулы. В Эрмитаже есть вещи и из других захоронений Кавказа, помимо уже названных предметов, среди артефактов находятся бронзовые наконечники копий, стрел, мотыги и, наконец, большой ритон — por для вина (использовавшийся для ритуальных целей). На стенках этого сосуда гравированы изображения фантастических животных, а на конце ритон украшен великолепно исполненной стилизованной головкой козла.
Все эти предметы изготовлены из высококачественного металла. В кобанской бронзе до четырнадцати процентов олова, что делает ее более легкоплавкой, чем чистая медь, а главное сообщает необходимую прочность.
Значительно и собрание малой бронзовой пластики. В частности, в Эрмитаже выставлены фигурки людей и животных, а чаще предметы, в которых скульптурные изображения играют декоративную роль. Это изящная булавка, украшенная в верхней части сценкой охоты, где олень и нападающие на него две собаки превращены в ажурный узор, умело уравновешенный в противоположной части пластинкой в виде секиры. Это пряжки в виде бегущих лошадей. Здесь же находятся фигурки горных козлов с подчеркнуто изогнутыми рогами. Наблюденные в жизни формы мастера везде умело сочетают с решением декоративных задач.
В конце XIX века вспыхнула своеобразная мода на коллекционирование бронзовых изделий кобанской культуры. Бесконтрольное раскапывание захоронений и перепродажа бронзовых предметов не способствовали научным открытиям, а расползание самих предметов по миру в хаотично составленных частных собраниях привело к утрате ряда артефактов, некоторые из которых были значимы, если судить по их описаниям. Переход коллекций из рук в руки, отсутствие научной атрибуции и спад интереса к археологии в начале XX века способствовали бесследному исчезновению некоторых вещей и целых собраний. (Скорее всего, ненужные старые "железки" выкидывались наследниками как ненужный хлам.) Тем ценнее те собрания, которые оказались в национальных музееях и коллекциях научных обществ, и коллекция Эрмитажа - одна из наиболее значительных и важных.
Читайте далее: Немировская культура