Древние культуры
Онежские петроглифы
Среди памятников неолита особенно привлекают внимание материалы из Карелии и прежде всего петроглифы (письмена на камне) из восточного Прионежья, относящиеся к третьему — второму тысячелетиям до н. э. В 1934 году от центральной гранитной скалы на мысу Пери нос (восточный берег Онежского озера) откололи отдельные монолитные глыбы с петроглифами и в 1935 году доставили их в Эрмитаж. Эти памятники — лишь небольшая часть наскальных изображений, разбросанных на протяжении десяти километров вдоль извилистого берега в районе деревни Бесов нос (Пудожский район).
Изображения людей, животных, птиц выбиты на гладкой, полого спускавшейся к воде поверхности гранита. Они исполнены в различном масштабе, силуэтно, схематично, направлены в разные стороны, но отдельные группы изображений имеют взаимосвязь, а все изображения в целом связаны с культом, с верованиями племени, жившего в этом районе четыре тысячи лет назад. Не случайно многим изображениям животных и птиц сопутствуют дополнительные значки — символы солнца и луны, которые подчеркивали божественную сущность этих образов. Возможно, не только солярные и лунарные знаки (т. е. символы солнца и луны) связаны с культом небесных светил, но и сами животные, птицы и т. д. (например, лебеди).
Онежские петроглифы
Привычное искусствоведам и историкам советской эпохи толкование смысла петроглифов обычно связывает их с неким суеверным страхом доисторических племен, их инстинктивной верой в силы природы. В этом контексте появление петроглифов на скалах было вызвано стремлением первобытного человека, с тревогой наблюдавшего заход светила, исчезавшего за горизонтом, добиться возвращения солнца, а с ним тепла и жизни. С этим культом связано божество с магическими жезлами, божество луны, побеждающее злого духа-оборотня, и ряд других образов. За горизонт, за озеро, где скрывалось вечерами солнце, исчезали, уходя из жизни, люди племени — все те, кто превратил прибрежные скалы в своеобразный храм под открытым небом, в святилище, где рядом со священными изображениями на камнях происходили культовые церемонии, совершались обряды.
Умерших хоронили по обычаю "за водой", на одном из островов у северного побережья Онеги. Не туда ли, к Южному Оленьему острову, отплывают люди на длинных лодках с носами в виде лосиных голов? Быть может, это умершие члены племени, которых лодки увозили на далекий (за пятьдесят км) остров, скрываясь из виду там, куда ежедневно уходило солнце. На Южном Оленьем острове во время раскопок, проводившихся в 1936 — 1938 годах, действительно обнаружили кладбище неолитической эпохи. Поклонение солнцу и луне у племени онежцев переплеталось с представлениями о загробной жизни.
Но современные исследования рассматривают творчество первобытного человека шире и многограннее. Петроглифы - это творчество, для которого характерен не только порыв примитивно-религиозной экзальтации, но и радость жизни, эмоциональный комфорт и желание поделиться своим счастьем. Поэтому наскальные рисунки не следует толковать в узко-мифологическом смысле, да и наличие сколь-либо системной мифологии у древнего человечества - вопрос многоплановый. В числе стимулов, побуждавших древних обитателей Прионежья к художественному творчеству, несомненно были и чисто эмоциональные переживания, причём положительные, радостные. Потребность к творчеству - следствие и относительного благополучия племени: чтобы заниматься рисунками, нужно иметь достаточно еды и одежды. А, значит, петроглифы - это ещё и свидетельство успешного освоения древними племенами Онежского края.
Онежские петроглифы манят к себе всевозможных псевдоисториков и уфологов, стремящихся разглядеть в древних знаках тайное послание. Некоторым удаётся "расшифровать" секретный смысл и "доказать" факт посещения Прионежья инопланетянами. Увы, все эти теории лишены хоть какой-либо обостнованности, и они недооценивают потенциал самого человечества. Онежские петроглифы - скорее детские рисунки. Память о раннем детстве человечества, о его первых опытках осмысления мира и выплескивании впечатлений в художественном творчестве.
Расшифровка и осмысление петроглифов Прионежья далеко не завершены. Они дают ценнейший материал для изучения культуры и искусства позднего неолита на территории лесной полосы севера европейской части России.
Спустя множество эпох и тысячелетий берега Онежского озера вновь стали местом творческих свершений и откровений. Читайте на сайте Иконовед.рф книгу Энгелины Смирновой Живопись Обонежья, в которой подробно исследуется творчество русских иконописцев северных школ.
Читайте далее: Кобанская культура