Древние культуры
Пазырыкская культура (кочевники Алтая)
Изучение культуры и искусства ранних кочевников Алтая во многом опирается на богатейшие и уникальные материалы, обнаруженные при раскопках группы курганов в урочище Пазырык на реке Ян-Улаган (Восточный Алтай), производившихся советскими археологами в 1927-1949 годах.
Ценнейшие находки были обнаружены в могилах племенных вождей. Промерзший грунт, образовавшийся под каменными насыпями курганов, куда просачивалась вода, и попадал холодный воздух, но не проникало солнечное тепло, обеспечил редкую сохранность содержимого захоронений. Здесь в условиях вечной мерзлоты лежали в течение двух с половиной тысяч лет мумии людей и трупы коней, одежда, конские уборы, предметы быта, съестные припасы, многочисленные предметы из дерева, кожи, тканей — все то, что обычно бесследно исчезает под воздействием времени.
Предметы из Пятого Пазырыкского кургана (раскопан в 1949 г.), относящиеся к V — IV векам до н. э., представлены в экспозиции Эрмитажа. Массивный деревянный сруб, сооруженный из толстых бревен лиственницы с помощью бронзового топора и служивший погребальной камерой, помещался в другом, еще большем по размеру срубе, находившемся в глубокой (четыре метра) могильной яме площадью в пятьдесят пять кв. м.
Поверх сруба в несколько рядов были уложены бревна, над которыми устроена каменная насыпь. И все же грабители проникли в захоронение. В толстых бревнах перекрытия был обнаружен прорубленный узким топориком ход, через который грабители, вероятно бывшие незадолго до того свидетелями пышного обряда похорон, проникли в погребальную камеру, похитив оттуда ценные вещи. Но все, что осталось в захоронении, прекрасно сохранилось в толще заполнившего камеру льда.
Внутри шестиметрового деревянного гроба-колоды, выдолбленного из ствола лиственницы, находились мумии вождя и его жены (или наложницы). Бальзамирование, при котором из тела удалялись внутренности и мышцы, после чего разрезы на коже зашивались, из черепа извлекался мозг и т. д., производилось с целью сохранения трупов до момента похорон, происходивших лишь в определенное время года (весной и осенью) и в определенных местах — на кладбищах родовой знати.
В загробный мир умершего вождя племени сопровождала не только жена или наложница, но и многое из того, что его окружало при жизни. В могиле с наружной стороны сруба были обнаружены девять лошадей, черепа которых пробиты ударом острого боевого топорика-чекана, деревянная колесница, войлочный шатер, телеги, использовавшиеся при постройке захоронения, а также многие другие вещи.
Впечатляет войлочный ковер размером в тридцать квадратных метров, который вместе с тремя другими такими же коврами завешивал стены погребального шатра. По белому полю войлока в технике аппликации исполнены цветные узоры и повторяющиеся на двух полосах изображения сидящей в кресле богини со священным деревом в руке и подъезжающего к ней всадника. От шатра сохранились также бревна, служившие его основанием, с прорезями, в которые вставлялись шесты, поддерживавшие войлочный покров, и войлочные фигуры лебедей, украшавшие шатер сверху.
Шерстяной ковер из кургана Пазырык.
V - IV вв. до н.э.
Государственный Эрмитаж
Замечательной находкой явился шерстяной стриженый ковер иранской или среднеазиатской работы. Он изготовлен в V — IV веке до н. э., и его обнаружение позволило сдвинуть время изготовления самых ранних известных ворсовых ковров на 1700 лет раньше. Ковер из Пазырыкского кургана свидетельствует о высоко развитой и очень совершенной технике исполнения. Многочисленные цветные нити, соединенные на основе узелками (на каждый квадратный сантиметр приходится тридцать шесть таких узлов) и подстриженные с лицевой стороны, образуют сплошную и очень плотную бархатистую поверхность. Ковер нарядно украшен орнаментом с изображениями оленей, всадников, крылатых грифонов, а также узорами. Подсчитано, что опытной современной мастерице пришлось бы затратить на изготовление подобного ковра даже небольшого размера не менее полутора лет.
Колесница из Пятого Пазырыкского кургана.
V - IV вв. до н.э.
Государственный Эрмитаж
В Пятом Пазырыкском кургане найдена полностью сохранившаяся и затем восстановленная археологами в первоначальном виде большая деревянная колесница (высотою до трех метров), находившаяся в захоронении в разобранном виде. Конструкция колесницы, позволявшая перевозить ее по частям на вьюках по горным тропам, а на равнине, соединив эти части и скрепив их ремнями, снова получать повозку, больше всего подходила для нужд кочевников. В колесницу впрягали четверку лошадей. Громоздкая и неповоротливая (передняя ось укреплена неподвижно), она была пригодна для переездов лишь по степным равнинам.
Голова оленя. Деталь украшения конского налобника
Из Пазырыкского кургана.
V - IV вв. до н.э.
Государственный Эрмитаж
Основным и самым быстрым средством передвижения кочевников оставался верховой конь. Уборы пяти верховых коней, обнаруженных в кургане, были выполнены особенно любовно, с использованием дорогих материалов. Чепрак одного из уборов был сшит из шелка. Маска, надевавшаяся на голову коня, сверху завершалась вырезанным из дерева изображением оленьей головы с ветвистыми рогами из кожи. Этот и другие парадные конские уборы были созданы специально для захоронения и в быту не применялись.
Уникальный по богатству и сохранности комплекс памятников из пазырыкских курганов имеет мировое значение, представляя науке ценнейший материал для изучения далекого прошлого Алтая.
Ю.Г. Шапиро
По Эрмитажу без экскурсовода. Изд-во «Советский художник», Л. 1968
Читайте далее: Сарматская культура