Древние культуры
Сарматская культура
Во II веке до н. э. в некоторые районы, населенные ранее скифами, вытесняя последних, приходят из-за Дона сарматы. В древних захоронениях к северу от Кавказа, в низовьях Дона, в южном Поволжье обнаруживают памятники культуры сарматов. Сарматские племена, кочевые и оседлые, занимавшиеся скотоводством и земледелием, находились на последней стадии развития первобытнообщинного строя. Равенства в их среде уже не было — выделялась племенная знать. Захоронения вождей содержат многочисленные предметы из драгоценных материалов.
В 1864 году в г. Новочеркасске при строительстве водопровода было случайно открыто богатое захоронение в кургане Хохлач. Там обнаружили самобытные памятники сарматской культуры I века н. э. Среди находок наибольший интерес и художественную ценность представляла диадема жрицы. В центре ее на основе из двух спаянных золотых листов укреплена головка античной богини, исполненная из аметистового кварца — светло-серого (лицо), переходящего выше в лиловый (волосы). Появление этой головки (относящейся к более раннему времени, нежели создана диадема, и исполненной греческим мастером) свидетельствует о культурных связях сарматов с античным миром и о том, что, используя античный памятник для украшения диадемы своей жрицы, они вкладывали в него уже совсем иной смысл.
Диадема жрицы. Из Новочеркасского клада - сарматского захоронения (курган Хохлач)
Золото. I в. н.э.
Государственный Эрмитаж
Для них это было божество, связанное с культом плодородия. Именно этому культу служила жрица носившая диадему. Сверху на диадеме укреплены золотое древо жизни (олицетворение жизни, которому поклонялись не только сарматы, но и некоторые другие народы), а также фигурки священных животных — оленей и козлов, помещенные между деревьями. В отличие от скифов, предпочитавших монохромные вещи (где красота золота редко и обычно лишь слегка дополнялась другими материалами), для сарматов характерна тенденция к полихромии, сочетанию многих драгоценных материалов. На диадеме в центре можно увидеть гранаты, на нижнем и верхнем ободке жемчужины, в середине слева и справа цветное стекло и маленькие вставки бирюзы и кораллов. Часто для инкрустации помимо бирюзы и других камней использовали и цветную пасту. Так, в частности, выполнены шейное украшение и два запястья. Костюм жрицы (он был пурпурного цвета) и покрывало украшало около семисот золотых бляшек в виде фигурок оленей и узоров.
Среди вещей, дающих представление о своеобразии сарматского искусства, экспонаты Эрмитажа — чашечка с характерной ручкой, в виде животного, обращенного головой в сторону открытой горловины и являющегося стражем (чтобы внутрь сосуда не проникли злые силы). Это лосиха, спинка и мордочка которой украшены вставками бирюзы. На чашечке и других сосудах имеются следы от двух ударов — вещи специально повреждали, прежде чем укладывали в могилу. Сохранились четыре необычного вида золотых флакона для ароматных масел (духов) — два напоминают по форме луковицу (на них рельефные, очень условные изображения животных), а два других имеют сигаровидную форму, причем один из них украшен в технике, получающей в это время распространение: в гнезда между золотыми перегородками помещена цветная стекловидная паста.
Ю.Г. Шапиро
По Эрмитажу без экскурсовода. Изд-во «Советский художник», Л. 1968
Читайте далее: Зарубинецкая культура