Древние культуры
Скифская культура
В 1903 году на Кубани, возле станицы Келермес, были раскопаны четыре из шести имевшихся в этом месте скифских курганов. Захоронения относились к VI веку до н. э. и дали много ценнейших памятников. Раскопки следующего года осуществлял известный археолог Н. И. Веселовский. Несмотря на то, что оставшиеся два кургана, которые он вскрыл, были частично разграблены еще в древности, ученому удалось выяснить основные принципы устройства этих скифских захоронений. Ямы прямоугольной формы были разделены бревнами на три части: в центре погребены люди, а по бокам — кони (в одном захоронении их было двадцать четыре, а в другом — шестнадцать). Деревянный настил сверху могилы перекрывала насыпь.
В одном из погребений (женском) обнаружили круглые зеркала из бронзы и серебра. Серебряное зеркало имело загнутые назад края (оригинальная скифская форма) и с тыльной стороны электровую (сплав золота и серебра) обкладку с изображением в восьми секторах плоскости круга богини Кибелы — покровительницы животных, в том числе и фантастических. Среди вещей из мужского захоронения особенно интересны золотые обкладки ножен и рукояти меча с изображением «древа жизни» и фантастических животных (древневосточные мотивы), а также оленя и птичьих голов на выступе в верхней части ножен (скифские изображения и форма).
Кроме того, обнаружили бронзовые шлемы и прямоугольную золотую пластинку — обшивку горита (колчан для стрел и футляр для лука), разделенную на двадцать четыре квадрата, с рельефными изображениями оленей. Там же найден боевой топорик, рукоять которого украшена золотой обкладкой. Многочисленные животные на ней сделаны наблюдательно, с великолепным знанием натуры и одновременно в своеобразной, несколько условной манере. Для скифского искусства характерен так называемый «звериный стиль» — изображение животных, борьбы зверей, момента, когда хищник терзает свою жертву.
Пантера и Олень
К лучшим образцам скифского искусства относится знаменитая Пантера, найденная в одном из келермесских курганов. Она представляет собой массивную рельефную золотую бляху, служившую для украшения центральной части щита. Сам щит не сохранился. Мастер, создававший Пантеру, сумел передать характерные повадки зверя, его мягкое, крадущееся движение. Но вместе с тем изображение носит условный характер — многое в нем имело, очевидно, магический смысл. Не случайно каждая лапа животного изображена в виде маленькой свернувшейся пантеры — она наделялась как бы могуществом целого зверя, а хвост, составленный из шести пантер,— соответственно еще большей силой. В изображении преобладают крупные плоскости. Очевидно, эта техника связана со спецификой обработки дерева и кости, а затем перенесена на золото. Глаз Пантеры инкрустирован цветной пастой.
Скифская культура. Пантера - украшение щита
Из Келермесского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж
Те же художественные принципы лежат в основе другого замечательного памятника скифского звериного стиля — Оленя, найденного также на Кубани, но в другом захоронении- близ станицы Костромской. Выразительно переданы упругое тело животного, вытянутая шея и настороженно поднятая голова. Преувеличенно большие рога показаны условно. В центре уха и глаза некогда были вставки из камня или пасты.
Скифская культура. Олень - украшение щита
Из Костромского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж
Скифские «цари»
В 1912 — 1913 годах Н. И. Веселовский вел раскопки южнее Никополя, в одном из районов, где в древности жили «царские скифы» — наиболее сильные и влиятельные среди родственных им кочевых племен. Курган Солоха оказался частично разграбленным, однако грабители обнаружили в огромной насыпи кургана (высота ее восемнадцать метров) лишь одно из двух захоронений и похитили только часть вещей. К главному захоронению, где были погребены вождь, оруженосец и слуга, вел колодец, сделанный в самом грунте, и от него наклонный ход, завершавшийся погребальной камерой. Поблизости, в специальной яме находились скелеты пяти коней и рядом могила конюшего. Самые ценные предметы помещались возле скелета вождя (царя). Это были вещи по преимуществу античной работы, полученные в результате обмена через греческие колонии в Причерноморье. Эллины ввозили в Скифию предметы ремесел и, в частности, ювелирные изделия, драгоценности, высоко ценившиеся у скифской знати. Так, в захоронении скифского вождя оказались ныне всемирно-известный Солохский гребень, чаша фиала, служившая для возлияния вина в честь богов (вождь был одновременно и жрецом), украшенная рельефным изображением борющихся животных, бронзовый шлем, семь сосудов греческого производства и некоторые другие предметы, свидетельствующие о торговых и культурных связях скифов с греками.
Солохский гребень
Солохский гребень — работа греческого мастера V века до н. э. исполнен с учетом вкусов заказчиков, со знанием специфики жизни скифов. Скульптурная группа (ручка гребня), отделенная от линии зубцов двумя полосами с зажатыми между ними фигурками львов, изображает схватку между скифами. На помощь всаднику спешит пеший воин, а их противник (его конь лежит раненый на земле) пытается противостоять превосходящим силам врага. Фигуры необычайно выразительны, динамичны, прекрасно передан этнический тип, характерные особенности костюма и т. д. Вместе с тем сама композиция (симметричная группа, равновесие масс, предельная ясность каждого компонента и чувство целого) типична для античного искусства периода классики.
Гребень.
Из кургана Солоха
Золото. Кон.V - нач. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж
Солохский гребень и многие другие вещи античной работы содержат изображение скифов. Но в том же захоронении обнаружены и скифские памятники с характерными элементами «звериного стиля» и местными формами. Такова, например, золотая обкладка ножен меча с типично скифским выступом вблизи рукояти, а также с изображениями животных, выполненными в компактной. замкнутой композиции, в условной манере, с деформацией фигур, имеющей целью включить их в определенное пространство предмета, который они призваны заполнить и украсить.
Чертомлыкский курган
Самый большой из скифских курганов, расположенный севернее Никополя,— Чертомлыкский (IV в. до н. э.) — имеет около двадцати метров в высоту и пятьдесят метров в диаметре. Раскопки его вел один из первых русских археологов И. Е. Забелин, в 1862 — 1863 годах. Под насыпью он обнаружил ряд подземных гробниц, часть которых сообщалась между собой. Захоронены были «царь» и «царица», два оруженосца, двое слуг. Рядом с тремя ямами, где находились скелеты одиннадцати лошадей, обнаружили могилы двух конюших. Люди, животные, вещи, служившие царю при жизни, должны были сопровождать его в загробный мир.
Во время раскопок археологи неожиданно натолкнулись на «мину» (грабительский ход) и в ней обнаружили скелет человека. По-видимому, это был грабитель, погибший во время внезапного обвала, в то время как он пробирался по прорытому лазу в курган за ценностями. Как выяснилось, часть вещей была все же похищена, но тайники в стенах грабители не обнаружили. Из них-то археологи и извлекли много ценных памятников.
Горит.
Из кургана Чертомлык
Золото. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж
Здесь были предметы быта (котлы, светильники, посуда), украшения одежды (золотые бляшки в виде треугольников, розеток, а также с рельефным изображением головы Диониса и культовой сцены, где скиф получает сосуд от богини, восседающей на троне), предметы вооружения — наконечники стрел, железные мечи, ножны, на золотой обкладке которых изображено сражение, а также золотая обкладка горита. Греческий мастер изобразил на горите последовательную цепь эпизодов из жизни эллинского героя Ахилла — с момента, когда его, еще ребенка, обучают владеть луком и стрелами, и кончая моментом, когда мать держит урну с прахом Ахилла и оплакивает гибель своего сына. Мифологический сюжет, характер композиции (две полосы рельефа с равномерно заполняющими его фигурами, расположенными в плоскости изображения), трактовка образов — все здесь выдержано в классической традиции греческого искусства. Точно такие же гориты обнаружены были позднее и в других древних захоронениях: по-видимому, с одной формы их изготовили в нескольких экземплярах для знатных заказчиков.
Ю.Г. Шапиро
По Эрмитажу без экскурсовода. Изд-во «Советский художник», Л. 1968
Читайте далее: Сакская культура