Восточный граветт
Зарайский бизон
В 2001 году «Яма 71» Зарайской стоянки (Зарайск-А) палеолитического племени преподнесла археологам удивительный сюрприз. На отдельном «подиуме», созданном древними людьми, лежала статуэтка бизона из бивня мамонта. «Яма 71» датируется древнейшим периодом заселения стоянки, и возраст статуэтки бизона оценивается в 22-23 тысячи лет.
Зарайский бизон поражает реалистичностью изображения. Древний скульптор передал образ молодой самки мамонта с фантастической достоверностью. Но в статуэтке бизона есть и нечто большее, нежели просто точность художника. Это образ, ставший загадочным посланием в будущее – посланием, которое мы, увы, не можем прочитать.
Что достоверно известно? В некотором месте найден шедевр изобразительного искусства. Похожих шедевров аналогичного возраста в мировой культуре – по пальцам посчитать. С левой стороны фигурка бизона повреждена, с правой – покрашена в красный цвет, а обе левые ножки фигурки отломаны.
Версия ведущих археологов, работающих на Зарайской стоянке, – С.Ю. Льва и Х.А. Амирханова – сводится к магическим ритуалам. Учёные полагают, что с помощью статуэтки был проведён некий обряд, целью которого было обеспечение первобытному племени удачной охоты. Реалистичность изображения должна была вывести охотников на желанную добычу, а отломанные ножки указывали на возможный способ поражения бизона – обездвиживание за счёт ударов по ногам.
Зарайский бизон
Нисколько не оспаривая мудрецов от науки, хочется дать волю фантазии и придумать другие истории о замечательном Зарайском бизоне. Да, любительские и авантюрные истории, но очень уж хороша скульптура, не хочется втискивать её в рамки предположений об исключительно религиозных порывах древних обитателей Русской равнины.
Версия «Талант, опередивший время». Сожжение книг и уничтожение произведений искусства случается в современной культуре, причём вовсе не в мистериях ради процветания. Почему мы думаем, что древний вандал руководствовался благими помыслами?
Если допускать существование ритуальных правил в первобытном становище зарайского племени, то отчего надо толковать поломанность фигурки как следствие заговора на удачную охоту? Да, такой вывод подсказывает классическая археология, склонная во всём искать проявления магического сознания. Но и магия свидетельствует о высоком уровне развития интеллекта, додумавшегося до осмысления сил природы и представлений о возможности воздействия на них. Магическое сознание древнего протожреца-шамана могло быть потрясено сходством скульптурного изображения с реальным животным. Не столь уж невероятно, что мастерство художника сыграло против него – статуэтка была искалечена, а её автор получил взыскание (если не что-нибудь похуже).
Версия «Мать всех бизонов». Известно, что костёнковско-авдеевской культуре свойственны изображения типа Виллендорфской Венеры. Фигурки, изображающие полногрудую и широкотазую женщину, находятся в раскопах на всей территории распространения культуры. Похожая статуэтка была обнаружена и в одном из зарайских памятников. Предполагается, что древние племена поклонялись Земле - протобогине плодородия и природы. Ряд археологов считает, что в древних культурах могло развиться почитание женских сил как главенствующих в мире, а племенами управляли мудрые опытные женщины, которые в среднем могли жить намного дольше охотников-мужчин, чаще погибавших в охоте или стычках. Так почему бы не считать, что и Зарайский бизон – не разовая фигурка для заговора, а изображение божественной Бизонихи, матери всех бизонов?
Версия «Чем бы ни тешилось». Что выстругивает старый дед, чтобы занять свои руки? Идола? Или игрушку для маленького внука? Что мастерит уставшая женщина, когда ей надо работать? Великую богиню? Или забавную фигурку, которая займёт малыша на время? Зарайский бизон в витрине манит даже современных детей, многие малыши хотели бы с ним поиграть. Так надо ли искать сакральные смыслы в простых вещах?
Есть ещё и гендерный момент. Нет ни одного внятного аргумента за или против версии исполнения фигурки женщиной. Во множестве статей априори предполагается, что скульптуры изготавливались мужчинами. Да, в европейской культуре последних двух-трёх веков преобладали скульпторы-мужчины. Но в древности перед мужчинами стояли задачи обеспечения племени пропитанием и защитой, на художественное творчество времени не оставалось. Может, и Зарайский бизон изображён самкой не в силу особого мистического настроения, а по простоте женского подхода?
Аргументы насчёт уникальности статуэтки и отсутствия аналогов понятны. Но мы не сохраняем своих игрушек. Остаются лишь единичные и особо любимые экземпляры, которые тоже отправляются на помойку через поколение или два. Многие ли хранят поломанную лошадку, которой играл дедушка?
Может, Зарайский бизон спасся, потому что какой-то подросток спрятал любимую игрушку и память о матери? А потом ушёл за сотни километров вслед за племенем и уже не вернулся?
Зарайская стоянка открыла сотни тысяч образцов орудий труда и охоты самого различного вида и назначения. Помимо орудий было обнаружено ожерелье из зубцов песца –обитатели стоянки понимали значимость украшения себя или своих подруг охотничьими трофеями. Первобытной культуре даже древнего слоя раскопок было свойственно организованное расположение жилищ - селения выстраивались по плану (чего нельзя сказать о нынешних мегаполисах). Многое указывает на высокий уровень развития культуры в сложнейших условиях выживания.
Климатические условия периода существования костёнковско-авдеевской культуры (как и всего граветта) не назовёшь благоприятными. Чтобы прокормить себя и вырастить детей, древним «зарайцам» требовались стойкость, терпение, трудолюбие – и интеллект. Не преуменьшаем ли мы способности и уровень осознанности древних только в силу своей жажды самоутверждения и вечного желания «детей» превзойти «родителей»?
Зарайский бизон – аргумент в пользу существования творческого начала человечества ещё двадцать тысяч лет назад. А что останется археологам от эпохи электричества? Загадочный холмик на месте многоэтажки с кучей пластиковых частиц и следов железа внутри? И какой вывод сделают умники следующих тысячелетий, обнаружив чудом уцелевшую фарфоровую статуэтку кошечки? Что мы поклонялись кошкам?
Будете проезжать по Рязанской трассе, заверните в Зарайск и посмотрите в музее кремля на древнего бизона. Он производит неизгладимое впечатление. Восхитительный зверь - спокойный и неудержимый в своём движении сквозь тысячелетия.
Ростислав Нифанин
фото Т.Ю. Селянинова