Культуры, народы и государства Азии
Культура и искусство государства Сасанидов
Территории современного Ирана и обширных соседних районов, включая часть Кавказа и Средней Азии, в III — VII веках входили в могущественное государство Сасанидов.
Одним из важных направлений искусства иранских территорий в это время было изготовление серебряных изделий и обработка драгоценных и полудрагоценных камней, в том числе художественная резьба по камню. В трудные для жизни страны периоды, когда казна оказывалась пуста, серебро и камни использовали вместо денег — подносили в виде дара или дани, откупаясь от врага. Впоследствии они рассеялись на огромных территориях, порою очень далеких от мест, где были созданы. Их находят на Украине, в Поволжье, Приуралье и других местах. Это предметы различного назначения, формы и величины.
Голова Сенмурва
Большая, полая внутри голова Сенмурва (фантастического существа — собаки-птицы), найденная в г. Ханты-Мансийске Тюменской области, использовалась как навершие штандарта. В бою ее несли высоко на шесте и тогда ветер развевал прикрепленный к голове матерчатый рукав-хвост, напоминавший тело дракона. Грозный облик Сенмурва нагонял страх на противника. Тот же Сенмурв — божество плодородия (образ, фигурирующий под разными названиями в мифологии многих народов) — изображен в рельефах с двух сторон от священного древа жизни на тулове стройного серебряного кувшина характерной сасанидской формы, с высокой изящной ручкой, удлиненным и сплюснутым сверху носиком и крышечкой. Он выполнен с применением техники чекана (ударами с внутренней стороны). Отдельные детали рельефа покрыты позолотой. Сосуд сделан в V—VI веках, первоначально его использовали в ритуальных целях, а в более поздний период, возможно, и за пиршественным столом.
Голова Сенмурва.
Иран. V-VI век.
Государственный Эрмитаж
Большую группу серебряных изделий составляют дарственные блюда- чаши. Их очень высоко ценили и подносили в знак особого уважения знатным лицам. Техника изготовления парадных блюд требовала от мастеров виртуозного владения разнообразными приемами обработки металла. Значительная часть рельефов выполнялась путем прочеканки с внутренней стороны серебряного листа, при этом некоторые наиболее высокие части делались отдельно (тоже путем чеканки, а порой, если это были объемные детали — отливкой) и напаивались на изделие сверху. Применялась также обработка пунсоном и резцом. Для живописных эффектов использовали позолоту.
Часто блюда состоят из двух серебряных листов: верхнего — с рель- ефными изображениями и нижнего — донца. Пространство между ними для прочности, как правило заполнялось особыми смолами. Ножка снизу припаивалась отдельно.
Блюдо «Шапур II на охоте»
Широкой известностью и наибольшими художественными достоинствами отличается блюдо с изображением царя Шапура II (309 — 379) во время охоты на львов. Царь показан скачущим на коне, в кульминационный момент охоты, когда один лев им повержен, а второй, готовый наброситься на всадника, через секунду будет сражен стрелой, которую охотник выпускает из туго натянутого лука.
Блюдо «Шапур II на охоте»
Иран. IV век. Серебро
Государственный Эрмитаж
Динамичная сцена умело вписана в круг. Великолепно чувствуя специфику материала, мастер использует блеск выпуклых поверхностей серебра для передачи объемов и тех напряженных усилий, которые вздымают мускулы животных, придают упругость и твердость фигуре человека. Величие царя подчеркнуто не только парадностью его одеяния, высокой короной на голове, не только победой над царственными хищниками — львами, но и горделивой посадкой в седле, вертикальной, устойчивой, стройной фигурой, резко опущенным вниз носком ноги. Фигура Шапура показана как бы в трех разных ракурсах: голова и ноги в профиль (голова обращена направо, а ноги — в противоположную сторону); корпус изображен в фас. Места соединения умело скрыты рукоятью меча и рукой, спускающей тетиву лука. Небольшое по размерам изображение сделано так, что кажется масштабным и монументальным. Блюдо было найдено в 1927 году в Кировской области.
Блюдо «Бахрам Гур и Азадэ»
Там же обнаружили блюдо с изображением другого царя — Бахрама V (421 — 438), по прозвищу Гур (т. е. онагр), занятого все тем же любимым развлечением знати — охотой. Одна из старинных легенд (позднее, уже в Х в., необычайно красочно описанная в поэме „Шахнамэ" Фирдоуси) содержит эпизод, который лег в основу изображения на данном блюде. Во время охоты возлюбленная царя лютнистка Азадэ (она сидит на верблюде сзади, за спиной царя) шепнула Бахрам Гуру, чтобы он в доказательство своей ловкости и силы превратил самца газели в самку, а самку в самца. И царь решил казалось бы невыполнимую задачу. Метким выстрелом он сбил самцу рога; две другие стрелы впиваются в лоб самки, возвышаясь, наподобие рогов. На двух блюдах эрмитажной коллекции запечатлена эта сцена, популярная и любимая в Иране.
Блюдо «Бахрам Гур и Азадэ»
Иран. V век. Серебро
Государственный Эрмитаж
Исключительно высокий уровень обработки металла сохраняется и в последующие века, когда Иран, как и многие другие государства Востока, подпадает под власть халифата и не достигает уже в дальнейшем могущества предшествующей эпохи, той пышности, богатства и великолепия, которые присущи были придворному быть во времена династии Сасанидов.
Гератский котелок
Во многих художественных центрах, в числе которых может быть выделен горож Герат (ныне находится на территории Афганистана), работали выдающиеся мастера, славившиеся, в частности, производством изделий нз бронзы. Одним из творений их рук является знаменитый Гератскнн котелок. Надписи на нем позволили точно датировать памятник (1163 год), а также выяснить имена владельца, по-видимому, купца, заказчика и двух мастеров-исполнителей.
Котелок из Герата
Иран. XII век. Бронза
Государственный Эрмитаж
Гератский котелок обильно украшен превосходными инкрустациями. В углубления, четко прорезанные в бронзовых стенках и на ручке, вбиты частицы проволоки из серебра и красной меди. Орнамент располагается в восьми горизонтальных поясах и состоит из благопожелательных надписей, фигурок всадников, музыкантов, игроков в нарды и т. п., а также растительных мотивов. Котелок являлся банной шайкой. Богатство его декорировки не случайно: ведь баня в ряде стран Востока была одновременно и своеобразным клубом — местом встреч и разговоров — и помещение ее нередко оформлялось росписями. Украшающие котелок сцены аналогичны сюжетам таких росписей.
Фигура «Орёл» (курильница или украшение военного штандарта)
Среди многочисленных бронзовых вещей различного назначения, произведённых в Иране в эмоху Сасанидов, — светильников, чернильниц, кувшинов, подсвечников — выделяется замечательная фигурка в виде орла. Она была найдена в одном из кавказских селений, где хранилась как святыня многими поколениями жителей. Советские искусствоведы идентифицировали фигурку как курильницу, однако впоследствии военные историки предположили, что фигурка являлась частью военного штандарта.
Фигурка «Орёл»
Иран. Бронза
Государственный Эрмитаж
По надписи, сохранившейся на шее птицы, курильница датируется (796 — 797 гг.). Там же указано имя мастера. Несмотря на то, что от времени поверхность фигурки стерлась настолько, что не везде сохранилась гравировка, украшавшая ее сверху, а инкрустация серебром почти целиком утрачена, четкий силуэт и выразительные формы хищной птицы и сейчас производят яркое впечатление, заставляют воспринимать курильницу не как бытовой предмет, а как произведение большого искусства.
Водолей «Корова зебу с теленком»
Бронзовый водолей «Корова зебу с теленком», созданный в 1206 году, не утратил многочисленных гравированных узоров, покрывающих поверхность фигур (среди них мелкие изображения животных, птиц, растений). Любопытная надпись, сделанная на шее и морде коровы, сообщает, что вся группа отлита сразу. целиком: создатель водолея, по-видимому, не профессионал, а любитель, справедливо гордился тем, что сумел виртуозно решить технически сложную задачу. Внутри фигурки коровы помещалась вода, арс, вцепившиеся в горб на ее спине, служил ручкой, через отверстие на морде выливалась вода. Помимо колокольчика, прикрепленного к ленте на шее коровы, звенел, перекатываясь, и заключенный внутри туловища бронзовый шарик. Эти звуки должны были отгонять от водолея злых духов.
Водолей «Корова зебу с теленком»
Иран. XIII век. Бронза
Государственный Эрмитаж
На шее коровы и теленка видны надрезы. Это позже фанатики ислама «убили» изображение, так как считали, что воспроизведение в искусстве живого существа греховно.
Ваза со скультурным декором и росписью люстром
Люстр (от французского lustre - глянец, блеск),- это состав на основе серы с примесью оксидов серебра и меди, иногда олова или свинца. Состав используется для росписи керамических изделий. После обжига люстровая краска приобретает металлический блеск, создавая причудливую игру света на поверхности керамики. Орнаменты и живописные композиции обретают динамику и воспринимаются более живыми. Люстровые декоры начали применять в Сирии и Иране, точное время зарождения технологии неизвестно, ориентировочно это VIII-X века, время расцвета иранского искусства в самых разных направлениях.
В Эрмитаже находится большая люстровая ваза (XIII в.), на которой изображены всадники, предположительно увлечённые игрой в поло, хотя существуют и другие варианты трактовки сюжета. Ваза обладает массивными толстыми стенками, что придаёт ей устойчивости и крепкости. Сложно сказать, создавался ли этот сосуд с конкретными функциональныим целями или был призван служить украшением интерьера какого-либо дворца, однако мастер определённо позаботился о том, чтобы его изделие было достаточно устойчивым и надёжным. Массивность вазы компенсируется удачными пропорциями и изяществом силуэта, а также люстровой росписью, придающей сосуду изящество и даже легкомысленность.
Ваза со скультурным декором и росписью люстром
Иран. XIII век. Керамика
Государственный Эрмитаж
Роспись вазы выполнена несколькими полосами. На самой широкой части вазы размещена самая широкая полоса с основным сюжетом. Здесь нарисованы всадники и пешие люди. Другие полосы представляют собой свободный растительный орнамент, в который включены изображения животных и птиц. Тёмный фон покрыт коричневой краской с люстром. Выступающая светлая часть скульптурного декора, составляющая рисунок, выглядит на этом фоне яркой и нарядной. Люстр придаёт вазе перламутровые переливы цвета в лучах света, и благодаря этому ваза выглядит особенно нарядной и праздничной.
Керамические изделия обжигались обычно от двух до шести раз. Каждый следующий обжиг нёс с собой возрастающий риск разрушения изделия, так как используемое сырьё было неоднородным, и керамические сосуды трескались, осыпались в процессе нагревания. Обжиг большого изделия представлял собобй сложную технологическую задачу, и факт удачного изготовления вазы значительного объёма подтверждает высокий уровень иранских мастеров-керамистов.
На вазе с росписью люстром присутствует небольшое голубое пятнышко, являющееся капелькой бирюзовой краски, которая брызнула на вазу. Этот недочёт позволяет сделать вывод о том, что в одной мастерской изготавливались керамические изделия разного фасона и технологий росписи. Вероятно, можно говорить о целом цехе по изготовлению керамики, в котором должно было работать несколько мастеров различных специализаций. Нарядная керамическая посуда с росписью была широко распространена в то время, и технологии её изготовления достигли высокого уровня качества. Иранскую керамику находят в самых отдалённых регионах существовавшей на тот период ойкумены. Можно предположить, что подобные мастерские сущестовали во множестве повсеместно.
Читайте далее: Туран - империя Тимуридов