Археологический клуб

Археологический клуб

Византийская империя

Великое государство, просуществовавшее более тысячи лет, с IV по XV век, занимало гигантскую территорию на трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье Средиземного моря). Научное, техническое, художественное и культурное наследие Византии на современную цивилизацию невозможно переоценить.

В истории Византии выделяют различные периоды и целые эпохи, политика византийских базилевсов колебалась от демократических порывов до жёсткой тирании, а культурные веяния метались от расцветов живописного и мозаичного искусства до периодов иконоборчества и следования программам эстетического аскетизма. Рассматривать культурное наследие Византийской империи необходимо последовательно и системно, но мы пока ограничимся кратким обзором ярких и наиболее известных памятников великого искусства.

Византийская икона

Византийская икона – это целое явление, которое представляет собой огромную художественную и научную ценность, позволяя изучать большой и важный этап развития культуры человечества в обширном районе, а также проследить влияние этой культуры на соседние страны, в частности и на древнюю Русь.

Икона Григорий Чудотворец. Византия. XII век
Икона «Григорий Чудотворец».
Византия. XII век
Дерево, темпера
Государственный Эрмитаж


Одна из самых знаменитых византийских икон — работа неизвестного мастера ХII века — «Григорий Чудотворец». В сравнительно небольшой картине, исполненной в технике темперы на доске, запечатлен характерный для византийского искусства образ христианского святого, отрешенного от всего мирского, земного, строгий и одновременно человечный, полный духовного величия.

Простая, легко обозримая композиция, отсутствие внешнего движения, лишних деталей и подробностей, плавные и лаконичные линии рисунка, гармонично подобранные красочные сочетания придают изображению цельность и ясность, невольно привлекают не к внешней стороне изображаемого, а к духовному началу, носителем которого выступает Григорий. Задумчивый и сосредоточенный взгляд старца, пальцы руки, легко касающиеся церковной книги, дают представление о направлении мыслей святого.

Бронзовое лицо Григория, обрамленное седой бородой, и светлое одеяние, оттененное синей полоской воротника, эффектно выделяются на золотом фоне. Темно-вишневые буквы надписи на греческом языке: «святой Григорий-чудотворец», заполняя пространство фона по обе стороны нимба, подчеркивают уравновешенный и торжественный характер композиции и одновременно украшают картину. «Григорий Чудотворец» — светлое, праздничное по духу произведение — один из шедевров живописи ХII века.

Икона Федор Стратилат. Византия. Начало XIV века
Икона «Федор Стратилат»
Византия. Нач. XIV века
Дерево, смальта, камень, металл
Государственный Эрмитаж


В более позднее время, в начале XIV века, в период нового, непродолжительного подъема искусства Византии, была создана маленькая мозаичная иконка «Федор Стратилат» (т. е. Федор-военачальник).

Используя мельчайшие (менее одного см) кусочки смальты, камешки и крохотные металлические пластиночки, укрепленные на воске поверх деревянной основы, мастер создает поэтичное произведение, полное гармонии и какой-то особой эмоциональной силы, внутренней взволнованности. Несмотря на фронтальность и уравновешенность, подчеркнутую квадратами с надписями слева и справа от полуфигуры Федора, изображение лишено статичности и застылости. Диагональ копья, динамично сбегающие складки одежд, дробные точки и узоры на нимбе, щите, одежде подчеркивают внутреннюю динамику, живой ритм произведения.

Хрупкий, утонченный образ святого с одухотворенным лицом и задумчивым, слегка тревожным взглядом, загадочно мерцающие блестки крохотных кристаллов мозаики, придающих изображению своеобразное изящество и легкость, раскрывают перед зрителем особый духовный мир — идеальный и возвышенный.

Изделия из серебра

Византийские мастера достигли совершенства в изготовлении серебряных изделий. В период становления визайнтийской государственности серебряные блюда и тарелки несли в себе черты античности, повторяя традиционные мифологические сюжеты и композиции. Но постепенно наметился отход от античных канонов, и в художественном замысле ювелиров стали появляться условности, символизм и даже схематизм.

Блюдо архиепископа Патерна
Блюдо архиепископа Патерна
Византия. VI в. Серебро.
Государственный Эрмитаж


Характерна судьба большого блюда из серебра, переделанного архиепископом Патерном из города Томи (ныне Констанца). Блюдо, найденное в захоронении на территории Полтавской области в 1912 году вместе со многими другими вещами, привлекло особое внимание ученых. Четыре клейма с обратной стороны на донце позволяли его точно датировать. Надпись на блюде гласит: «Из древнего возобновлено почтеннейшим архиепископом нашим Патерном. Аминь».

Клейма относятся к периоду правления императора Анастасия (491 — 518). Само серебряное блюдо имеет довольно широкий ободок, украшенный вьющейся виноградной лозой с фигурками животных и птиц, которые заполняют все ее изгибы, то есть исполнено византийским мастером еще в античном духе, а донышко на нем более позднее, да и все блюдо переделано в соответствии с новыми требованиями и вкусами. В центре гравирована большая хризма — монограмма Христа, слева и справа от которой помещены крайние буквы греческого алфавита — альфа и омега — символ представления о Христе, как о начале и конце всего существующего в мире. По варварскому обычаю была сделана инкрустация цветной пастой и камнями.

Большой сосуд из позолоченного серебра византийской работы был найден в том же захоронении, что и блюдо. С ним была связана находка захоронения. Он оказался в земле у самой поверхности и мальчик-пастушок случайно провалился в него ногой. Так был обнаружен целый комплекс вещей, часть которых составила экспозицию Византийского искусства в Эрмитаже, а также была помещена в Особую кладовую.

Резьба по кости

Большое распространение получает в Византии искусство резьбы по кости. Диптихи, пиксиды (коробочки), ларцы, украшенные рельефами - различные предметы обихода и интерьера были очень популярны у всех слоев населения. Один из частых мотивов в работах косторезов — изображение цирковых сцен. В эрмитажной коллекции есть костяная пластинка — створка диптиха – на ней изображен консул Ареобинд, который подает сигнал к началу заказанного им для народа представления (эпизоды спектакля с участием артистов, дрессированных животных и т. д. показаны рядом, в нижней части пластины).

Диптих с изображением борьбы гладиаторов со зверями
Диптих с изображением борьбы гладиаторов со зверями
Византия. V в. Слоновая кость.
Государственный Эрмитаж


Другой экспонат – целый диптих с изображением борьбы гладиаторов со зверями. Подобные диптихи заказывались по случаю избрания нового консула. Посылая их знатным лицам, консул извещал о получении им высокого и почетного звания. Внутренняя сторона пластин гладкая, ее покрывали воском и могли использовать как записную книжку; процарапывая на воске текст, а затем стирали его, когда он был уже не нужен. В рельефе на другой стороне - бойцы с дикими животными показаны в поединке с пантерами и львами. Несмотря на условность композиции (отсутствие реального пространства, перспективы, множественность точек зрения и т. д.), сцена великолепно доносит динамику боя, передает напряженные усилия бойцов и яростное сопротивление животных.

Переполненное динамичными фигурами пространство, разнонаправленные, встречные движения, упруго изогнутые тела борющихся, резкие, иногда сломанные под углом линии копий - все создает впечатление бурного действия. Живо и выразительно подмечены и переданы жесты и эмоции людей, характерные повадки и нрав животных.

Обе пластины содержат одно и то же изображение, но имеются и небольшие отличия (линия почвы под всеми фигурами бойцов обозначена лишь на правой створке), что позволяет усмотреть здесь руку двух разных исполнителей.

Читайте далее: Культуры, народы и государства Азии



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика