Археологический клуб

Картины по русской истории

Городища и жилища древних славян

Перед нами изображение житейской сцены около одного из городищ в стране восточных славян. В VII-IX веках и долго после такие жилища то в одиночку, то большими группами усеивали все Приднепровье, прибрежные части северного конца великого водного пути, на востоке пробирались до верхней Оки, а па западе были рассыпаны по берегам Западной, Двины и ее восточных притоков. До самых наших дней сохранились сотнями остатки этих жилищ в виде более или менее отчетливо заметных валов. То кольцеобразной формы, то овальной, реже угольной эти валы опоясывают обыкновенно очень небольшое пространство, приблизительно по размерам своим могущее вместить большой крестьянский двор. Что эти валы очень древнего происхождения, свидетельствуют рассеянные по соседству с ними курганы древние могильные насыпи. Исследования городищ, раскопки курганов, свидетельства современников-иностранцев позволяют нам составить себе довольно определенное представление о жизни и быте отдаленных наших предков, обитавших в этих жилищах, обнесенных земляными валами, может быть, иногда укрепленными еще частоколом из врытых стоймя в землю и заостренных сверху толстых бревен.

С.Иванов. Жильё восточных славян
С.Иванов. Жильё восточных славян

Жили славяне этой поры своего исторического существования большими семьями, связанными одна с другой по родству, но в круг этих родственных семей, как можно думать, принимали и чужих: тогда такой чужой, пришедший в одиночку или со своей семьей. считался как бы родным, своим, и должен был одинаково со всеми делить горе и радость, выгоды и невзгоды совместной жизни. Самый старший годами или вообще наиболее разумный и опытный признавался всеми за начальника, был старшиной, отцом всей группы семей, которых жизнь и обстоятельства объединили для совместного существования.

Жить приходилось ведь в краю глухом и лесистой, среди всяких опасностей и от дикого зверя, и от «чужого» человека, готового поживиться не им заработанным и не им собранным добром. Многолюдство семьи служило ручательством за сравнительную безопасность. Общими усилиями легче можно было отбиться и от дикого зверья, и от лихих людей. Общими усилиями легче давалась и обработка земли, и охота.

Где-нибудь у опушки большого леса, которому ни конца ни краю не было ведомо, неподалеку от реки или большого озера располагались жилья таких больших сечей древних славян. По сравнению с укладом жизни больших семей, сохранившихся еще кое-где и теперь,— у черногорцев и герцеговинцев, например, можно представить себе устройство жизни и наших предков. В одном жилье большая семья, состоявшая из двадцати, тридцати, а то и пятидесяти и даже больше голов, конечно, поместиться не могла. Можно подумать, что у каждой семейной пары, входившей в состав большой семьи, было свое отдельное жилье. Жилье побольше, понесенное земляным валом, служило жилищем старшине.

Здесь внутри вала или возле него, у входа, собирались взрослые мужчины, отцы отдельных семей для совещаний об общих делах и предприятиях. В студеную зимнюю пору в жилище старшины всегда горит огонь в прочном очаге, и каждый член большой семьи может прийти сюда из своего на живой пятачок сметанного жилища погреться, потолковать со старшиной, поучиться у него уму-разуму, послушать его рассказы и повествования о далеком прошлом, о том времени, когда только зачиналась сама семья.

Жилья отдельных семейств разбрасывались в беспорядке неподалеку от жилья старшины. Всякий ставил свое жилье там, где ему это казалось удобнее, окружая его тоже земляным валом, как для тепла, так и в целях безопасности. Самые жилища славян того времени представляли из себя сооружения вроде шалашей, сгороженных из жердей - тонких бревен, сколоченных деревянными гвоздями и скрепами, обшитых лыками, обложенных хворостом и мхом. Крыша поддерживалась столбом, возвышавшимся посредине жилья. Внутри такого жилища находился очаг, истопка; отсюда произошло и паше слово «изба»— «истба» — жилье с истопкой. Из домашней обстановки в таком жилье, кроме печи, которая была, наверное, без трубы, имелись «лавы» — лавки и стол. Стол, как думают, в современном его значении, то есть мебели, почти не сдвигающийся с места, выработался довольно поздно, и столом называли тогда низкую подставку, одинаково годную и для того, чтобы ставить на нее пишу, и для того, чтобы сидеть на ней; низкие лавы были покрыты «коврами», то есть, вероятно, просто шкурами зверей.


С.А.Князьков. «Картины по русской истории»

Читайте далее: Основные занятия древних славян



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиГородища и жилища древних славянОсновные занятия древних славянРемесло и производство древних славянБыт и внешний облик древних славян
Артефакты и теории
Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


tuvaonline.ru
Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика