Картины по русской истории
Основные занятия древних славян
Земледелие
Главным занятием славян были земледелие и охота. Арабские писатели рассказывают, что у славян хлеб составлял главную их пищу, и особенно любили они просо, что отмечают также и греческие авторы. По словам Константина Багрянородного, хлеб и мясо были обычным жертвоприношением, а следовательно, и обычной пищей, потому что у всех народов издавна велось — приносить в жертву богам то, чем сами питаются, выбирая лучшее.
Еврейский путешественник Х века Ион-Якуб отмечает, что земля славян обильна всякого рода жизненными припасами. что славяне народ хозяйственный и занимаются земледелием усерднее, чем какой-либо другой народ. И наши летописные сказания сохранили черты, рисующие славян как земледельцев. «Все наши городи... делают нивы своя и землю свою»,— говорит Ольга древлянам. Археологические находки вполне подтверждают эти записи. В могилах страны полян, древлян, северян и других племен находят железные серпы и зерна ржи, ячменя, овса, пшеницы.
Надо думать, правда, основываясь на данных ХI века, что известны были славянам еще: горох, лен, мак; из земледельческих орудий — письменные памятники знают рало или соху, плуг, борону, мотыгу, цеп. Пахали лошадями, волами. Судя по археологическим находкам костяков, лошади были неважные, малорослые и слабые. Не чуждо было древним славянам пахать и людьми, и тогда эту тяжелую повинность справляли рабы и женщины. На картине, в левой от зрителя части, и изображена такая пахота.
Соха представляла из себя подобранный удобно по своему искривлению сук или корневище, круто обожженное там, где соха наших времен имеет сошники. Такое орудие, конечно, еле царапало землю. Но мы и не должны думать, что сельское хозяйство тех времен по своим приемам и орудиям стояло высоко по cтепени развития.
Скотоводство
Скотоводство тоже с давних пор было одним из занятий славян, и археологические данные остатки костей домашних животных — лошадей, овец, свиней, волов, коз свидетельствуют об этом. Остатки птичьих костей — между прочим, кур и яичная скорлупа — позволяют говорить даже о птицеводстве у древних славян. Записи арабских и византийских писателей, говоривших о жертвоприношении у славян, упоминают быков, собак, петухов, овец и тем совпадают с данными археологии. Что скотоводство было вообще широко распространено, указывают свидетельства, говорящие о широком употреблении мясной пищи, материал для которой доставляла и охота.
Мясо ели не только воловье и овечье, но и конское, как о том свидетельствует летописное предание при характеристике образа жизни Святослава, который не любил возить за собой в походе большие обозы с провиантом, «воз по собе не возяше, ни котьла, ни мяс варя, но по тонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину, на углех испек, ядяше». Крупный скот – волов и лошадей – славяне юга приобретали у своих степных соседей, как о том рассказывает Константин Багрянородный. Скот разводили и держали славяне не только ради мяса, но и для молочных продуктов. Такие слова, как млеко, сыр, творог, масло, очень древнего происхождения, так же, как слова «руно» и «вълна» (волна), обозначавшие шерсть и свидетельствующие, следовательно, о том, что славяне умели стричь овец и изготовлять род шерстяных тканей.
Охота
По свидетельству наших летописных известий, поляне, северяне, вятичи платили хазарам дань «по белей веверицей от дыма»; древляне платили дань киевским князьям «по черьне куне» — по черной кунице. За зверем гонялись верхом, вероятно, с собаками, били его из руки — рогатиной, стреляли, особенно птицу, из лука, ловили сетями — тенетами, растянутыми в определенных местах, к которым гнали зверя, оцепив определенный участок загонщиками участниками охоты; птицу ловили при помощи особенно к тому приученных соколов и ястребов, что, впрочем, было больше потехой, чем охотой, и распространение получило сравнительно а позднее время.
За каким зверем охотились? Да, конечно, за тем же самым, о котором пишет Мономах, перечисляя труды и опасности своих охотничьих подвигов: «В Чернигове, пишет он,— — связал я (то есть поймал арканом) 120 диких коней; по Роси также ловил я диких коней собственными руками; два тура поднимали меня на рога вместе с конем, олень бил меня рогами, а два лося — один топтал меня ногами, а другой бодал рогами; дикий кабан оторвал у меня меч от пояса; медведь вырвал у меня кусок седла под коленом; лютый волк бросился на меня и повернул меня вместе с конем... и с коня моего падал, голову разбил себе дважды, случалось, что вредил себе руки и ноги».
Если князю так тяжко доставались его охотничьи трофеи, то тем тяжелее и опаснее был охотничий промысел для простых людей. Охота была тогда столько же промыслом, сколько и необходимостью дикое зверье, обильно населявшее дремучие леса славянской страны, порой, надо думать, положительно держало в осаде разбросанные одиночные жилища славян древнейшей поры, и ходить на охоту значило тогда предпринимать целые экспедиции против зверя, беспощадно избивая его и тем создавая хоть какую-нибудь безопасность для жизни около самых поселений. Важной статьей охоты были тогда еще бобры, обильными стадами засевшие по приднепровским рекам и речкам и своей пушистой шкурой составляющие желанную добычу охотнику.
Рыболовство
Располагая жилье всегда около рек и озер, славяне, конечно, много занимались и рыболовством. Ловили рыбу как мережами, то есть сетью или неводом, так и «удками». При раскопках древних городищ и могил частую находку составляют грузила для сетей и рыбьи кости, находимые с остатками иной пищи.
С.А.Князьков. «Картины по русской истории»
Читайте далее: Ремесло и производство древних славян