Античные коллекции
Греческие вазы Эрмитажа
Поговорим об античной собрании Эрмитажа, которое славится в первую очередь большим собранием греческих и италийских ваз. Вместе с осколками их насчитывается более тысячи экземпляров. Не все сосуды выставлены в экспозициях, только лучшие.
Красивые древние амфоры и вазы, которыми любуются посетители, в древности совсем не являлись произведениями искусства. Их использовали для самых рядовых бытовых нужд и были они обыкновенным античным «ширпотребом». Лишь немногие сосуды служили украшением, в этих сосудах приносили жертвы богам. Все остальное служило такому же бытовому назначению, для чего сегодня у нас предназначены тарелки, чашки, бочки, пластмассовые банки для сыпучих продуктов. Металл был очень дорог в Древней Греции, дерева было мало, зато глины хоть отбавляй. Почти вся посуда делалась из глины.
В Эрмитаже находятся пифосы — глиняные бочки шарообразной формы для хранения припасов. Именно в такой бочке жил философ Диоген. Амфоры — это небольшие бочонки с ручками, предназначенные для вина и масла, но не для хранения жидкостей, а только для переноски. Вместо ведра у греков была гидрия с тремя ручками. В таком «ведре» женщины носили на головах воду из колодца.
Похожий на перевернутый колокол на подставке кратер предназначался для смешения вина с водой. Греки редко пили неразбавленное вино, от которого можно опьянеть. А к тем, кто употреблял чистое вино, относились с большим подозрением: не пьяница ли он? Специальный и довольно странный кувшин — ойнохоя, у которого три устьица, из этого кувшина можно наливать одновременно в три чаши. Вино чаще всего пили из блюдечка на ножке, которое называлось кулик. А чаша без ручки называлась — фиал, отсюда и пошло наше название пиалы.
Кубок, имеющий форму морды зверя, — это ритон. Из таких кубков пили лишь почетные гости и в особых случаях. И почти все эти сосуды предназначались для ежедневного потребления пищи и пития.
Сосуды расписывались черным лаком по обожженной красной глине. У более ранних сосудов черные фигуры красовались на красном фоне. Более поздняя роспись краснофигурная. При чернофигурной росписи красный фон глины не закрашивался, на него наносились фигуры черного цвета, и по ним уже прочерчивались светлые линии одежды и лица. При краснофигурной росписи, наоборот, фон заливался черным цветом, фигуры оставались красными, и на них наносились черные линии формы тела или одеяния.
Краснофигурная роспись считалась более красивой и практичной. На светлой фигуре можно изобразить больше деталей. И когда фон черный, то большая часть поверхности сосуда покрыта водонепроницаемым лаком, а значит, сосуд лучше держит жидкость. У амфор, кратеров и ойнохой расписывались бока, а у блюдец-куликов — донца.
Темой росписи чаще всего были мифологические сцены, поединки героев. Затем появились комедийные и бытовые сценки: занятия в школе, торговля на рынке, работа в литейной мастерской, танцы, часто изображались различные застолья. Возле фигур писали имена, а иногда слова героев, изображенных говорящими на рисунке.
Древнегреческая ваза. Около 460 года до н.э.
Древнегреческая ваза.
Древнегреческая ваза.
Мастер Клеофон. Тиас. V в. до н.э.
Древнегреческая ваза - гидрия.
Древнегреческая ваза.
Евфроний. Ласточка. Пелика. VI в. до н.э.
«Ваза с ласточкой» — одна из самых красивых древних ваз Эрмитажа. На черном фоне в обрамлении орнамента три фигуры. Пожилой грек с палкой в руке и молодой сидят на складных табуретах и показывают на ласточку, которая изображена у них над головой. «Смотри, ласточка!»
Читайте далее: Камея Гонзага