Археологический клуб

Античные коллекции

Греческие вазы Эрмитажа

Поговорим об античной собрании Эрмитажа, которое славится в первую очередь большим собранием греческих и италийских ваз. Вместе с осколками их насчитывается более тысячи экземпляров. Не все сосуды выставлены в экспозициях, только лучшие.

Красивые древние амфоры и вазы, которыми любуются посетители, в древности совсем не являлись произведениями искусства. Их использовали для самых рядовых бытовых нужд и были они обыкновенным античным «ширпотребом». Лишь немногие сосуды служили украшением, в этих сосудах приносили жертвы богам. Все остальное служило такому же бытовому назначению, для чего сегодня у нас предназначены тарелки, чашки, бочки, пластмассовые банки для сыпучих продуктов. Металл был очень дорог в Древней Греции, дерева было мало, зато глины хоть отбавляй. Почти вся посуда делалась из глины.

В Эрмитаже находятся пифосы — глиняные бочки шарообразной формы для хранения припасов. Именно в такой бочке жил философ Диоген. Амфоры — это небольшие бочонки с ручками, предназначенные для вина и масла, но не для хранения жидкостей, а только для переноски. Вместо ведра у греков была гидрия с тремя ручками. В таком «ведре» женщины носили на головах воду из колодца.

Похожий на перевернутый колокол на подставке кратер предназначался для смешения вина с водой. Греки редко пили неразбавленное вино, от которого можно опьянеть. А к тем, кто употреблял чистое вино, относились с большим подозрением: не пьяница ли он? Специальный и довольно странный кувшин — ойнохоя, у которого три устьица, из этого кувшина можно наливать одновременно в три чаши. Вино чаще всего пили из блюдечка на ножке, которое называлось кулик. А чаша без ручки называлась — фиал, отсюда и пошло наше название пиалы.

Кубок, имеющий форму морды зверя, — это ритон. Из таких кубков пили лишь почетные гости и в особых случаях. И почти все эти сосуды предназначались для ежедневного потребления пищи и пития.

Сосуды расписывались черным лаком по обожженной красной глине. У более ранних сосудов черные фигуры красовались на красном фоне. Более поздняя роспись краснофигурная. При чернофигурной росписи красный фон глины не закрашивался, на него наносились фигуры черного цвета, и по ним уже прочерчивались светлые линии одежды и лица. При краснофигурной росписи, наоборот, фон заливался черным цветом, фигуры оставались красными, и на них наносились черные линии формы тела или одеяния.

Краснофигурная роспись считалась более красивой и практичной. На светлой фигуре можно изобразить больше деталей. И когда фон черный, то большая часть поверхности сосуда покрыта водонепроницаемым лаком, а значит, сосуд лучше держит жидкость. У амфор, кратеров и ойнохой расписывались бока, а у блюдец-куликов — донца.

Темой росписи чаще всего были мифологические сцены, поединки героев. Затем появились комедийные и бытовые сценки: занятия в школе, торговля на рынке, работа в литейной мастерской, танцы, часто изображались различные застолья. Возле фигур писали имена, а иногда слова героев, изображенных говорящими на рисунке.

Древнегреческая ваза
Древнегреческая ваза. Около 460 года до н.э.


Древнегреческая ваза
Древнегреческая ваза.


Древнегреческая ваза. Тиас
Древнегреческая ваза.
Мастер Клеофон. Тиас. V в. до н.э.


Древнегреческая ваза. Гидрия
Древнегреческая ваза - гидрия.


Древнегреческая ваза. Ласточка. Пелика.
Древнегреческая ваза.
Евфроний. Ласточка. Пелика. VI в. до н.э.


«Ваза с ласточкой» — одна из самых красивых древних ваз Эрмитажа. На черном фоне в обрамлении орнамента три фигуры. Пожилой грек с палкой в руке и молодой сидят на складных табуретах и показывают на ласточку, которая изображена у них над головой. «Смотри, ласточка!»

Читайте далее: Камея Гонзага



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииГреческие вазы ЭрмитажаКамея ГонзагаИскусство античности - скульптура, живопись, мозаика
Люди и легенды
Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика