Археологический клуб

Античные коллекции

Камея Гонзага

Камея Гонзага вырезана из трехслойного агата, который древние называли сардониксом. Первые упоминания об этой камее относятся к XVI веку, когда она принадлежала супруге герцога Гонзага Изабелле д'Эсте, отсюда и название камеи. На протяжении веков эта «вещица» путешествовала из страны в страну, из рук в руки.
Эта древняя уникальная камея восхитительной красоты — произведение наивысшего мастерства резьбы по камню. (Для справки: гммами называются все резные камни, на которых с помощью резца что-либо изображено, камея — это резной камень с выпуклым изображением, инталия — резной камень с вогнутым изображением.) Высота камеи 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа 3 см. Таких,крупных камней в мире насчитывается всего несколько штук.

Камея Гонзага
Камея Гонзага


Камея была создана в Ш веке до н. э. в Александрии. Приоритетной считается версия, что на ней изображены профили Птолемея Филадельфа, правителя Египта, и его жены Арсинои. Это тот самый Птолемей, при котором существовала Александрийская библиотека и Александрийский мусейон.

Владельцы камеи веками отгадывали загадку того, кто запечатлен в камне. Портреты приписывали и Александру Македонскому с одной из его жен, и Цезарю с Ливией, некоторые исследователи считали камею абстрактным изображением, олицетворяющим Осириса и Исиду. Различные гипотезы создания камеи и того, кто на ней изображён, расходятся по времени примерно на три столетия, и споры всё ещё продложаются. Однако стилистика и особенности работы с камнем однозначно указывают на Александрию, как на место её изготовления.

На сером фоне изображены лицо царя и царицы. Профиль Птолемея словно освещен ярким светом, а голубовато-серое лицо жены как будто покрыто легкой тенью. В верхнем, по цвету коричневом слое камня вырезаны волосы Птоломея, шлем и его эгида, наброшенная на плечи. Неравномерность окраски камня создает обманчивое впечатление, будто профили приклеены друг к другу, но это не так, они вырезаны из одного многоцветного камня. Взор царя устремлен вверх, пряди волос выбиваются изпод шлема, рот чуть приоткрыт. Во всем облике угадывается стремительное движение.

Лицо Арсинои благодаря иному виду полировки кажется теплым и слегка матовым. Профиль царицы — само спокойствие и умиротворенность. Глаз полуприкрыт, во взгляде чувствуется мягкость и женственность. Голову Арсинои венчает лавровый венок. Поверх волос наброшено покрывало, на шее — ожерелье с подвеской.

Головной убор Птолемея — полусимволический. Поверх шлема, украшенного сверху звездой и крылатым драконом, помещен лавровый венок. На панцирь военачальника наброшена эгида Зевса, что является атрибутом высшего божества древней Эллады.

Труд неизвестного создателя камеи Гонзага граничил с подвигом. Чтобы вырезать такую картину из агата, требовались годы и годы. Резьба совершалась с помощью порошкообразного корунда, но даже под быстро вращающимся резцом порошок корунда снимает поверхность камня совершенно незаметную для невооруженного глаза. Некоторые исследователи предполагают, что для создания этой камеи мастеру понадобилось не менее 11-12 лет. (Для сравнения можно упомянуть камею прошлого века «Апофеоз Наполеона», высота которой 24 см. Над ней резчик А. Давид работал 15 лет.)

В Россию древнюю реликвию привёз император Александр I. В 1814 году он встретился в Париже с Жозефиной, бывшей женой Наполеона Бонапарта. Жозефина преподнесла камею Гонзага русскому императору-победителю, чьи войска стояли в Париже. Историки обычно сообщают, что это был знак благодарности за доброжелательное отношение к семье проигравшего императора. Александр сохранил за Жозефиной и её наследниками все имущественные права. Так что в таком даре было и явное стремление укрепить дружбу с всесильным русским правителем.

Любители мистических историй считают, что камея Гонзага обладает даром изменять судьбу своего владельца. Слишком часто она становилась военным трофеем и меняла своих владельцев. Изабелла д'Эсте стала жертвой отравителя. Рене Декарт, который исследовал камень по заказу шведской королевы Христины, тяжело заболел и умер (есть версия, что его отравили католики, опасавшиеся влияния учёного-вольнодумца на Христину). Сама Христина отказалась от престола и не то продала камень в Риме, не то он стал частью её наследства, доставшегося монастырю. Наполеон, забравший камею из Ватикана, вроде бы был так очарован ею, что приказал отлить такую же, но с его собственным профилем.

Скептики и реалисты легко разбивают все эти мифологические построения, однако каждый верит в то, что верит. И в даре Жозефины сторонники негативных оценок жены Наполеона склонны усматривать пожелание русскому императору поражения.

Александр I несколько раз бывал в Мальмезоне - резиденции Жозефины, которую она получила при разводе в 1809 году. Мальмезон считался образцом элегантности и французского стиля, в нём хранилась коллекция картин, а также значительное собрание всевозможных предметов искусства, начиная с античности. Увы, расставание с камеей стало роковым предзнаменованием для Жозефины. 24 мая 1814 года она показывала Александру I парк с чёрными лебедями, простудилась и через пять дней умерла.

Через год Александр I выкупил у детей Жозефины картинное собрание Мальмезонского дворца, чтобы перевезти его в Эрмитаж, который вместе с этим пополнением стал лучшим художественным собранием Европы. А камея Гонзага заняла там своё место чуть раньше. Александр не поддался очарованию древности и преспокойно сдал её в музей, где она и хранится поныне.

Читайте далее: Искусство античности - скульптура, живопись, мозаика



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииГреческие вазы ЭрмитажаКамея ГонзагаИскусство античности - скульптура, живопись, мозаика
Люди и легенды
Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика