Древние культуры
Сакская культура
Сакская культура часто включается в состав скифской, так как по своим хозяйственным и культурным особенностям сакские племена были очень близки скифским, и многие исследователи считают сакскую культуру восточной частью общей скифской культуры. К сакским племенам относят обычно кочевые и полукочевые ираноязычные племена I тысячелетия до нашей эры, обитавшие на территории Приаралья, Средней Азии, Казахстана, южной Сибири. Надо отметить, что восточные племена не испытывали влияния эллинистической культуры, поэтому эстетика и мифология саков постепенно отдалялась от западных скифских традиций. Основным занятием сакских племён было скотоводство, выращивались лошади, овцы и верблюды. Для большинства племён сущестововали летние и зимние пастбища, между которыми переселалось само племя и перегонялся скот.
Бронзовые скультуры из Исфаринской долины Таджикистана
В 1979 г. восточнее селения Рават Капибадамского района, в древнем ложе речки Исфарасай, в двух местах карьера по добыче гравия на глубине 5—7 м машинисты экскаваторов обнаружили два металлических предмета, оказавшихся головками скульптур дикого барана, отлитыми из бронзы, большое количество железных слитков и железный кинжал.
Изображения барана в сакской культуре и мифологии
Исфаринские головки несомненно являются подлинным образцом сакского фарна, воплощенного в образе барана. Они представляют собой или фрагменты близких к натуральной величине самостоятельных скульптур, или детали какого-то сооружения из дворцового интерьера — типа трона. Как известно, в различных областях древней доисламской Средней Азии основой трона местных владетелей были обычно скульптуры различных животных. Исфаринские головки несомненно представляют божество местного, сакского пантеона, зафиксированного теперь, после этих находок, не только в письменных источниках, но уже и в скульптуре, т. е. предметах материальной культуры. А в данном случае обобщенный образ священного животного без сомнения являлся конкретным покровителем династии владетелей.
Датировка бронзовых скульптур Исфаринской долины
Весьма важен и труден вопрос интерпретации и датировки скульптурных головок из Истфаринской долины. Как уже говорилось, скульптуры или являлись элементом дворцового или храмового трона, или представляли собой самостоятельный объект почитания в храмовом или дворцовом здании. Несомненно, что эти объекты потоком воды могли быть принесены только из Исфаринской долины. Отметим, что Исфаринская долина одна из самых освоенных и заселенных земледельцами и скотоводами поперечных долин Туркестанского хребта, выходящих в юго-западной части Ферганской долины. До сих пор в ней археологически выявлены и изучены остатки деятельности людей каменного века, а также памятники оседлой земледельческой, кочевой и полуоседлой скотоводческой культуры, свидетельствующие о почти непрерывной жизни в течение первого и второго тысячелетий н. э.