Археологический клуб

Древние культуры

Сакская культура

Сакская культура часто включается в состав скифской, так как по своим хозяйственным и культурным особенностям сакские племена были очень близки скифским, и многие исследователи считают сакскую культуру восточной частью общей скифской культуры. К сакским племенам относят обычно кочевые и полукочевые ираноязычные племена I тысячелетия до нашей эры, обитавшие на территории Приаралья, Средней Азии, Казахстана, южной Сибири. Надо отметить, что восточные племена не испытывали влияния эллинистической культуры, поэтому эстетика и мифология саков постепенно отдалялась от западных скифских традиций. Основным занятием сакских племён было скотоводство, выращивались лошади, овцы и верблюды. Для большинства племён сущестововали летние и зимние пастбища, между которыми переселалось само племя и перегонялся скот.

Бронзовые скультуры из Исфаринской долины ТаджикистанаБронзовые скультуры из Исфаринской долины Таджикистана  
В 1979 г. восточнее селения Рават Капибадамского района, в древнем ложе речки Исфарасай, в двух местах карьера по добыче гравия на глубине 5—7 м машинисты экскаваторов обнаружили два металлических предмета, оказавшихся головками скульптур дикого барана, отлитыми из бронзы, большое количество железных слитков и железный кинжал.

Изображения барана в сакской культуре и мифологии  
Исфаринские головки несомненно являются подлинным образцом сакского фарна, воплощенного в образе барана. Они представляют собой или фрагменты близких к натуральной величине самостоятельных скульптур, или детали какого-то сооружения из дворцового интерьера — типа трона. Как известно, в различных областях древней доисламской Средней Азии основой трона местных владетелей были обычно скульптуры различных животных. Исфаринские головки несомненно представляют божество местного, сакского пантеона, зафиксированного теперь, после этих находок, не только в письменных источниках, но уже и в скульптуре, т. е. предметах материальной культуры. А в данном случае обобщенный образ священного животного без сомнения являлся конкретным покровителем династии владетелей.

Датировка бронзовых скульптур Исфаринской долиныДатировка бронзовых скульптур Исфаринской долины  
Весьма важен и труден вопрос интерпретации и датировки скульптурных головок из Истфаринской долины. Как уже говорилось, скульптуры или являлись элементом дворцового или храмового трона, или представляли собой самостоятельный объект почитания в храмовом или дворцовом здании. Несомненно, что эти объекты потоком воды могли быть принесены только из Исфаринской долины. Отметим, что Исфаринская долина одна из самых освоенных и заселенных земледельцами и скотоводами поперечных долин Туркестанского хребта, выходящих в юго-западной части Ферганской долины. До сих пор в ней археологически выявлены и изучены остатки деятельности людей каменного века, а также памятники оседлой земледельческой, кочевой и полуоседлой скотоводческой культуры, свидетельствующие о почти непрерывной жизни в течение первого и второго тысячелетий н. э.



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураБронзовые скультуры из Исфаринской долины ТаджикистанаИзображения барана в сакской культуре и мифологииДатировка бронзовых скульптур Исфаринской долины
Пазырыкская культура
Сарматская культура
Зарубинецкая культура
Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика