Археологический клуб

Сакская культура

Датировка бронзовых скульптур Истфаринской долины

Н.Н.Негматов, А.К.Мирбабаев

Весьма важен и труден вопрос интерпретации и датировки скульптурных головок из Истфаринской долины. Как уже говорилось, скульптуры или являлись элементом дворцового или храмового трона, или представляли собой самостоятельный объект почитания в храмовом или дворцовом здании. Несомненно, что эти объекты потоком воды могли быть принесены только из Исфаринской долины.

Отметим, что Исфаринская долина одна из самых освоенных и заселенных земледельцами и скотоводами поперечных долин Туркестанского хребта, выходящих в юго-западной части Ферганской долины. До сих пор в ней археологически выявлены и изучены остатки деятельности людей каменного века, а также памятники оседлой земледельческой, кочевой и полуоседлой скотоводческой культуры, свидетельствующие о почти непрерывной жизни в течение первого и второго тысячелетий н. э.

Как уже отмечалось выше, исфаринские скульптурные головки не имеют прямых аналогий в искусстве, позволяющих ориентироваться при попытке их датировки. Традиция скульптурного изображения баранов очень древняя и распространена на больших географических пространствах, а в близком регионе охватывает комплекс скифо-сибирского звериного стиля на северо-востоке и средне-ближневосточные центры древних бронз (Луристан и др.) на юго-западе, относящиеся к середине и второй половине первого тысячелетия до н. э.

Для первой половины первого тысячелетия н. э. особенно характерна традиция скульптурных изображений баранов в еще более близком районе: в керамике названных выше культур Средней Сырдарьи. Такие скульптурки присутствуют как декоративно-оберегательные элементы на множестве изделий сакской культуры (бронзовых котлах и пр.). Фарн барана зафиксирован в письменных источниках также для большого хронологического периода — от Авесты через монеты кушан и реалии сасанидов до вышеотмеченный тронов среднеазиатских правителей в китайских хрониках раннего средневековья.

Среди имеющихся в древневосточном искусстве скульптурных изображений баранов исфаринские скульптуры наиболее близки к:
•  бронзовому барану из Луристана (VII — VI вв. до н. э.) в музее при Пенсильванском университете (r. Филадельфия, США),
•  фигуре барана на бронзовой подставке ахеменидского времени (V в. до н. э.),
•  бронзовой голове барана V в. до н. э. из коллекции Frau Maria Sarre-Human,
•  бронзовой скульптурной детали сосуда или ритона V — IV вв. до н. э. из коллекции Оскара Рафаэля,
•  изображению барана на навершии из Луристана VIII — VII вв. до н. э.,
•  скульптурке барана 17 — V вв. до н. э. из музея в Бруклине (Нью-Йорк, США),
•  бронзовому сосуду в виде скульптуры барана на подставке из Мидии.

Несколько более отдаленную, но несомненную историко-художественную общность исфаринские скульптуры имеют со скифо-сакскими бронзами, среди образцов которых следует отметить бронзового барана на обушке чекана из района озера Боровое Кокчетавской области Казахстана (Гос. Эрмитаж), фигурки баранов на навершии ручки бронзового ножа из Турбино на Каме (Пермский музей), и особенно две круглые скульптурки баранов из Минусинской степи (Музей антропологии и этнографии АН СССР, Ленинград) и из Ордоса (Британской музей, Лондон), относящиеся к эпохе бронзы и раннего железа зз

Следует заметить, что исфаринские скульптуры отличаются значительно большим реализмом как в общем исполнении, так и в деталях по сравнению со всеми вышеперечисленными памятниками, что, возможно, и отражает переход к раннеантичной реалистической традиции в искусстве. С другой стороны, значительный уход от реализма в изображении баранов наблюдаем в памятниках материальной культуры первого тысячелетия н. э., в частности в уже отмечавшихся скульптурных изображениях на керамических изделиях культур Средней Сырдарьи.

Исходя из указанных выше аналогий и высказанных суждений исфаринскне скульптуры следует скорее всего отнести ко второй половине первого тысячелетия до н. э., может быть точнее к V — III вв. до н.э., считать их произведениями фергано-сакской культуры эпохи постепенного перехода этих кочевников-скотоводов к оседлости и земледелию и начала образования древнеферганской народности.

Железный кинжал, найденный вместе с бронзовыми скульптурами в Исфаринской долине
Железный кинжал, найденный вместе с бронзовыми скульптурами в Исфаринской долине


Весьма ценной является находка железного кинжала удовлетворительной сохранности. Кинжал хороших пропорций, клинок двулезвийный в форме вытянутого к вершине треугольника, рукоятка oканчивается серповидной дугой навершия. Общая длина кинжала — 257 мм, клинка - 156 мм при ширине в середине 45 мм, ширина эфеса — 69 мм, длина рукоятки — 68 мм, ширина дуги навершия рукоятки — 59 мм.

По своему назначению подобные кинжалы — акинаки, также как и короткие мечи, представляют собой распространенное и типичное холодное оружие ближнего боя, бывшее в широком употреблении у скифских, сарматских племен евразийских степей и сакских племен Средней Азии и Казахстана. Ближайшие аналоги исфаринскому кинжалу встречены в <»<, ских курганах Памира и Казахстана. Таковые имеются среди вооружения позднесавроматских и раннепрохоровских погребений, которые датированы IV в. до н.э. Серия таких кинжалов с серповидным навершием обнаружена в Башкирин (отнесены к несарматскому времени и датированы IV — II вв. до н. э.) и в Волгоградской области (отнесены к II — I вв. до н. э.)

Исходя из имеющихся аналогий и учитывая фергано-сакскую историко-культурную ситуацию, исфаринский кинжал можно отнести к IV — III вв. до н. э. Более твердо выявляемая дата кинжала подкрепляет также нашу датировку бронзовых скульптур.

Значение исфаринских уникальных бронзовых скульптур огромно. Они проливают новый свет на древнюю историю и искусство Таджикистана, на проблемы связей средне- и ближневосточных художественных бронз со скифо-сарматским искусством. Являясь произведениями значительно развитой культурной среды, скульптуры раскрывают важные моменты материальной культуры и религиозных культов саков исфаринской долины.

Литература
•  А. П. Окладников. Исследования памятников каменного века Таджикистана. — МИА, № 66. М.— Л., 1958.
•  Е. А. Давидович и Б. А. Литвинский. Археологический очерк Исфаринского района.— Труды Института истории,археологии и этнографии АН ТаджССР, т. XXXV. Сталинабад, 1955;
•  Б. А. Литвинский. Могильники Западной Ферганы. Курганы и курумы Западной Ферганы. М., 1972;
•  Б. А. Литвинский. Керамика из могильников Западной Ферганы. М., 1973;
•  Б. А. Литвинский. Орудия труда и утварь из могильников Западной Ферганы. М., 1978; и др.
•  Persian Art. An illustrated souvenir of the exhibition of Persian Art at BuIington House London 1931. First Edition. Printed for the executive committee of the Exhibition bu Hudson veraus LTD. (Каталог выставки персидского искусства в Лондоне, 1931 г.).
•  Sept Mille ans d'Arten Iran. Octobre 1961-Janvier 1962, № 472, 661 (Каталог выставки).
•  А. Н. Бернштам. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. — МИА, № 26. М.— Л., 1952.
•  Б. А. Литвинский. Оружие населения Памира и Ферганы в сакское время. — В кн.: Материальная культура Таджикистана, вып. I. Душанбе, 1968.
•  К. Ф. Смирнов. Вооружение сарматов. — МИА, № 101. М., 1961.
•  М. Г. Мошкова. Памятники прохоровской культуры. М., 1963.
•  В. С. Горбунов, P. Б. Исмагилов. Новые находки мечей и кинжалов савромато-сарматского времени в Башкирии. — Советская археология, 1976.
•  А. С. Скрипкин. К датировке некоторых типов сарматского оружия. — Советская археология, 1980, № 1.



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураБронзовые скультуры из Исфаринской долины ТаджикистанаИзображения барана в сакской культуре и мифологииДатировка бронзовых скульптур Исфаринской долины
Пазырыкская культура
Сарматская культура
Зарубинецкая культура
Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика