Сакская культура
Бронзовые скультуры из Исфаринской долины Таджикистана
Н.Н.Негматов, А.К.Мирбабаев
В 1979 г. восточнее селения Рават Капибадамского района, в древнем ложе речки Исфарасай, в двух местах карьера по добыче гравия на глубине 5—7 м машинисты экскаваторов В. Е. Мешериков и И. Ф. Смирнов обнаружили два металлических предмета, оказавшихся головками скульптур дикого барана, отлитыми из бронзы, большое количество железных слитков и железный кинжал. Во время двукратной поездки и осмотра района находок А. К. Мирбабаевым был обнаружен дополнительно еще один бронзовый обломок овальной формы с отбитым навершием, видимо являющийся фрагментом какой-то скульптуры.
При энергичной помощи работников Исфаринского ГК КП Таджикистана, а также начальника Железобетонного комбината № 5 г. Исфары, большого энтузиаста и любителя истории Х. С. Киллоева и старшего мастера карьера Н. Т. Волкова все находки были доставлены в г. Душанбе в Институт истории им. А. Дониша АН ТаджССР.
Речка Исфарай. Место находки бронзовых скульптур
Карьер расположен у отрогов северовосточной оконечности Туркестанского хребта, на месте выхода речки из узкого каньона, откуда вода широко разливалась з направлении Ферганской равнины. Иа карьере, на разрезах вырисовывается старое русло речки с отложением песка, в не исключено, что на этом месте некогда пролегало древнее русло Исфаринки или один из крупных ее рукавов, а обнаруженные находки были принесены потоком воды в результате размыва прибрежного древнего памятника, расположенного выше по течению, в Исфаринской долине. Время размыва, судя по глубине залегания головок, уходит вглубь веков.
Скульптурные головки № 1 (большая) и № 2 (меньшая) с целью сохранения фактуры поверхности металла были подвергнуты лишь предварительной механической, а наиболее сильно загрязненные места — химической чистке в Реставрационно-технологической лаборатории Института истории им. А. Дониша. По нашей просьбе головки были осмотрены также кандидатом биологических наук, заведующим Отделом охраны и рационального использования природных ресурсов AH ТаджССР Г. Н. Сапожниковым. Любезно представленные нам результаты проделанного им формально-биологического исследования использованы с благодарностью в нижеследующем описании находок.
Скульптурные головы баранов из Истфаринской долины
Скульптурные головы баранов из Истфаринской долины. Вид сзади
Головка № 1. Вес 14,8 кг, пустотелая, в шейной части четко прослеживаются следы рубки. Рога плавно загнуты назад, их концы отбиты. Нижние ободки у основания рогов отмечены выпуклым кольцом с нарезами, а годовые возрастные кольца на рогах тоже заштрихованы под острым углом вниз. Уши также отбиты почти у основания. Голова удивительно реалистичная, вырез глаз очень четкий, зрачки выпуклые, явно выделены такие особенности диких баранов, как отсутствие удлиненных волос («бород» и «подвела») на нижней части головы, форма изгиба и штриховка на передней поверхности рогов, общий профиль морды.
В целом, по определению Г. Н. Сапожникова, головка № 1 более всего походит на головы двух подвидов диких баранов: Ovis orientalis cucloceros Hutton — копетдагский баран и Ovis orientalis Severtzovi Nasonov — баран Кызылкумов или баран Северцова. Первый из названных подвидов в настоящее время обитает в Хорасанских горах, Больших и Малых Балханах (юго-западная Средняя Азия и Иран), а также в Афганистане. Второй подвид сохранился на Алайском, Туркестанском, Зарафшанском и Гиссарском хребтах, хребте Нуратау и небольших возвышенностях южных и центральных Кызылукумов.
Головка № 2. Вес 8,1 кг, пустотелая, в отличие от первой годовые кольца заштрихованы углом вверх. Головка по большинству признаков также напоминает головы выше названных подвидов диких баранов из вида Ovis orientalis Gmelin — азиатский муфлон. Однако имеются и отличия: «большая горбоносость», наличие на подбородке небольшого утолщения, иная штриховка лобной поверхности рогов. Данные отличия, вероятно, можно объяснить стилистической трактовкой мастера-художника.
Особенностью обеих найденных бронзовых головок являются широко раздутые ноздри. Подобная форма фиксирует обычно состояние после длительного и быстрого бега или в период гона. По подсчетам Г. Н. Сапожникова, у муфлонов в природе вес головы с рогами составляет 10% веса тела. Если предположить сохранение естественных пропорций в бронзовых скульптурах, то, учитывая вес первой головки (около 15 кг) и обломанность рогов (т. е. вес головы должен составлять 7 — 8% веса тела), можно примерно определить вес первой скульптуры — около 200 кг. Соответственно вес второй скульптуры мог равняться 110 — 120 кг.
Зона обитания отмеченных подвидов диких баранов захватывает и районы, близко прилегающие к месту находки. Еще в середине 20-х годов ХХ в. известный зоолог Н. А. Бобринский видел большие стада диких коз и баранов на озере Сари Чилек, недалеко от Намангана. Останки рогов и черепов, как и сами живые особи диких баранов, до недавнего времени встречались на отрогах ферганских гор в местностях селений Яйнак, Ворух, Риштан, Сох.
Находка редчайшая, уникальная, так как найденные скульптуры не имеют аналогий в искусстве и археологии Средней Азии. Однако сама тема - изображение баранов — была широко распространена в древности среди скифо-сакских и сако-массагетских племен евразийских степей и их этнокультурных наследников, от кушан и кангюйцев, согдийцев и парфян до таджиков и осетин, особенно древних жителей Сырдарьинского бассейна — носителей каунчинской, отрарскщ-каратауской и джеттиасарской культуры. В Ферганской долине, откуда происходят скульптурные головки, таким символом как раз служил баран.
Литература
• И. И. Соколов. Фауна СССР. Млекопитающие. Копытные звери. М.— Л., 1959.
• Г. Н. Сапожников. Дикие бараны (род Ovis) Таджикистана. Душанбе, 1976.
• Н. А. Бобринский. Животный мир и природа СССР. Изд. З-е, М., 1967.
• Б. А. Литвинский. Кангюйско-сарматский фарн. Душанбе, 1968.
• Д. С. Paевский. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977;
Источник: Н.Н.Негматов, А.К.Мирбабаев. Бронзовые скультуры из Исфаринской долины Таджикистана. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.
Читайте далее: Изображения барана в сакской культуре и мифологии