Изборск и Печоры
Псково-Печерский монастырь: владения и хозяйство
Основание Псково-Печерского монастыря относят к 1473 году, когда преподобный Иона выкопал первую пещерную церковь в холме из песчаника. Возможно, потайной, пещерный характер храма обуславливался сложной ситуацией постоянных атак на Псковские земли с запада и севера. Холм впоследствии был назван Святой горой.
Первые земельные владения поступают в монастырь вскоре после его основания. В дальнейшем, в течение всего XVI века, земельный фонд монастырских феодалов непрерывно растет.
Начало крупному землевладению монастыря было положено Иваном Грозным, который предоставил ему большие льготы. Грамота царя 1547 года жаловала игумена Корнилия деревнями, а грамота 1559 года освобождала от светского суда живущих в монастырских владениях: «Не велел судить Печорского монастыря игумена с братиею и церковников и слуг и крестьян и чухнов, которые учнут жити во Пскове в Среднем городе на Печорском дворе и в деревнях».
Монастырю отдавались земли многих разорившихся помещиков. Значительно расширились монастырские владения во время Ливонской войны ва счет земель, завоеванных русскими войсками.
По одной только грамоте царя Михаила Федоровича в 1616 году «пожаловано Печорскому монастырю в вотчину три сельца, одна слобода Печорская, 165 деревень, пять мельниц, рыбных ловель разных и садов одиннадцать, озеро одно, огородов три, нив пять, пожень шесть, пустоши три».
Не только цари, но и князья, помещики оказывали большую поддержку монастырю. Князь Никита Гагарин отдал монастырю в Московском уезде деревню Каменку со всеми угодьями. Помещица Анна Назимова подарила духовникам сенной покос в Тайловской губе. В распоряжение Псково-Печорского монастыря в 1585 году по грамоте псковских дьяков были переданы владения изборского Никольского монастыря, несколько позже та же участь постигла еще три монастыря. Отходили к нему деревни и угодья по завещанию. Часто монастырь увеличивал свои владения путем покупки и наделов крестьянской земли.
К XVII веку Псково-Печорский монастырь стал одним ид крупнейших землевладельцев в северо-западном крае русского государства. Ему принадлежало более 320 деревень и около 4 тысяч крепостных крестьян мужского пола. Монастырь имел земли почти во всех местах Псковского уезда. Кроме того, монастырь владел деревнями и угодьями в Изборском, Вышегородском, Выборском, Велейском, Гдовском уездах и под Москвой в Московском уезде. Были у монастыря владения и в городах. В Пскове он имел 60 огородных мест, много дворов. Подобные владения имелись также в Острове.
Все монастырские деревни в Псковском и Изборском уездах были разбиты на 13 приказов, во главе которых стояли приказчики и их помощники - целовальники.
Проживающее в монастырской вотчине сельское население подразделялось на крестьян и бобылей. В документах упоминаются еще такие зависимые от монастыря люди, как дружинники, монастырские слуги, служебники.
Бобыли, жившие в деревнях, занимались земледелием, а жившие в посадах (рыбачьи селения), расположенных на Псковском озере, — еще и рыбной ловлей. С 80-х годов XVII века бобыли, как и крестьяне, тоже были обязаны отдавать пятую часть урожая монастырю. Что касается дружинников и различных монастырских работных людей, то это были зависимые от монастыря люди, очень часто ив тех же крестьян и бобылей, которые отрабатывали свои долги в монастырском хозяйстве: на монастырской пашне, конюшне, огородах, мельницах.
Монастырь забирал у крестьян пятую часть любого урожая, а также масло, яйца (рождественский и петровский сборы), мед, соленую и свежую рыбу, шерсть, ягоды и грибы. Крестьяне обязаны были ломать плиту в «стенное дело», вязать дрова, заготавливать сено, убирать хлеб с монастырских полей, платить денежный оброк.
Каждый новый год в монастырском хозяйстве начинался с рассылки «памятей» во все приказы, приказчикам и целовальникам о сборе шерсти и отправке ее к конюшему иеромонаху, затем шли денежные и другие сборы.
Иногда монастырское хозяйство преподносят как некую скатерть-самобранку, а жизнь под монастырским покровительством описывают исключительно как благоденствие и процветание. Но у монастыря случались и трудные годы, приводившие к обнищанию крестьянства, бунтам и побегам. В переписных книгах XVII века, учитывавших тяглое население, встречаются такие красноречивые записи: «Деревня Рожитец. Двор пуст крестьянина Илюшки Денисьева, а он, Илюшка, от бедности с того двора сшел, живет в той же деревне в пососеде у печорского крестьянина у Еремки Иванова». Или: «Да Печорским монастырем в Тайловской губе 79 деревень, а в тех деревнях 146 дворов крестьянских, 45 дворов бобыльских, а людей в них 498 человек, да три деревни пустых, да девять дворов пустых».
В так называемой «Росписи Печорского монастыря крестьянам, бежавшим ва границу в Ливонскую землю» за вторую четверть XVII века упоминается 64 человека, а «з женами и з детьми 220 человек».
Принимали монастырские крестьяне участие и в открытых выступлениях, например, во время Псковского восстания в 1650 году. Документы упоминают Пашку Печерянина, как одного из самых непокорных бунтарей. Он собрал вокруг себя 30 человек, которые «воровали дворян и детей боярских и жен их и детей побивали до смерти». К движению примкнули и монастырские служки. Пашка был пойман, бит кнутом, но не смирился. К его отряду примкнуло еще 25 человек из посада. Позже он снова был схвачен и казнен с пятью товарищами.
Печорский посад был известным торговым местом уже в XVI столетии, когда здесь бойко торговали солью, хлебом и другими товарами. Вследствие пограничного положения Печорской крепости посад приобрел в XVII веке еще более крупное значение. В монастырском гостином дворе останавливались приезжие иностранцы, а посадские бобыли сами ездили торговать в города Прибалтики.
Местное население занималось главным образом земледелием, ремеслом и торговлей. В конце XVII века в городе было 196 частных домов и проживало 1100 человек. Имелось 40 торговых лавок, в большинстве монастырских.
Однако после того как крепость перестала быть действующей, а границы отодвинулись на значительное расстояние, и Печоры, и Изборск развивались медленно. Хотя рост монастырского влияния и превращение Псково-Печерского монастыря в один из крупнейших и наиболее богатых монастырей Российской империи позволяли населению зарабатывать на обслуживании паломников и гостей монастыря, в целом активное развитие городов практически прекратилось. Печоры за сто лет приросли лишь тремя сотнями жителей, а Изборск из пригорода Пскова превратился в маленький городок, а потом и в село, которое вошло впоследствии в Печорский уезд.
В административном отношении город Печоры с 1782 года становится центром Печорского уезда, который был выделен из Псковского. В это время город имел свой герб, сходный с псковским. Он представлял собою щит, разделенных на две части. Вверху на светло-Зеленом фоне изображен барс, над ним протянутая из облаков рука; внизу на серебряном фоне — гора с входом в пещеру. В 1797 году почти весь Печорский уезд был присоединен к Псковскому.
После отмены крепостного права владения монастыря уменьшились. Остались два подворья — в Пскове и Острове. Из земель сохранились всего 280 гектаров и 10 мест ловли рыбы на Псковском озере.
В конце XIX века в городе появляются четыре кожевенных завода с небольшим числом рабочих. Местные жители занимались изготовлением сапог и «поршней» — кожаных лаптей. Всю продукцию, изготовленную печорскими ремесленниками, в основном сбывали местному населению или продавали на ярмарках в Эстонии, например, в Ряпине. Туда некоторые горожане вывозили по 10—20 возов обуви и покупали себе другие товары.
А.Т.Таратушко, Г.В.Петров. Изборск. Печоры. Лениздат, 1966.
Читайте далее: Изборская крепость: план построек