Археологический клуб
Древний Согд

Большая костяная пластина с батальной сценой

Г.А. Пугаченкова

Баталия. Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах, в соответствии с чем, следуя снизу вверх, даем их описание.

Большая костяная пластина с военной сценой. Из раскопок могильника близ Курган-тепе
Большая костяная пластина с батальной сценой
Из раскопок курганного могильника близ Курган-тепе


1. Конный витязь — видимо, главный. так как за ним вздымается закрепленный на коне бунчук, — своим длинным, прогнувшимся копьем пронзает в живот соперника. Последний коленопреклонен, он еще взмахивает мечом, но древко его копья уже сломано, а конь пал, пронзенный стрелою, вонзившейся в шею.

2. Витязь на коне сходу натягивает лук, то же делает и стоящий напротив соперник.

3. Всадник слева проткнул копьем копя противника, к упряжи которого прикреплена отрубленная, кровоточащая голова одного из ранее сраженных врагов, а сам всадник разрубает голову противника мечом, с которого каплями струится кровь.

4. Всадник справа вонзил почти по рукоять в грудь своего спешенного соперника меч, конец которого выступает со спины, но погибает и он сам, так как последний боевым клевцом пробивает ему череп, откуда хлещет кровь.

Все участники — единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других (1-й и 4-й слева, 2-й и 4-й справа) бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх. Голова одного из воинов обнажена (шлем, видимо, сбит в бою), и здесь характерен заостренный к макушке череп. Все остальные в шлемах овальной формы, с выступающими наручниками и закрепленными на макушке султанами — по виду это хвост небольшого животного.

Все участники боя в панцирях наподобие длинного, ниже колен, кафтана, облегающего грудную клетку с плотными наручами и расширяющегося книзу, прикрывая колени. Шею и затылок защищает высокий бронированный воротник, перехваченный для надежности ремешком с развевающимися сзади кистями. Поверхность шлемов гладкая или разработанная чешуйками, в полоску, насечками. Ноги воинов не защищены, они в облегающих штанах, натянутых штрипками под ступнями. Доспех воинов досчатый и чешуйчатый, составленный из нашитых на основу квадратных, продолговатых, полуовальных пластин и из промежуточных ременных соединений, придававших доспеху гибкость, причем у каждого участника свой вариант этих деталей.

Вооружение воинов составляют копья с ланцетовидным наконечником; очень длинные двулезвийные мечи, удлиненная рукоять которых имеет и поперечное расширение в месте крепления с боевой частью меча, и фигурное утолщение на конце; прямые длинные ножны мечей, прикрепленные к поясу на двух ремешках; сложносоставной лук; стрелы с трехгранными наконечниками; длинный трехчастный колчан с широким отделом для лука и двумя узкими для стрел, который приторочен справа к седлу коня; продолговатый щит, обитый пластинами, формы которых варьируются в каждом отдельном случае; у одного из воинов — уже упомянутый боевой топорик-клевец, известный в восточном вооружении под названием «табар загнул».

Своеобразен бунчук у первого всадника: на высоком древке закреплен поперечно круг, а на нем — легкий, развевающийся сетчатый цилиндр, раздвоенный на конце.

Эти бронированные всадники сидят на легких, не защищенных никакой броней конях с преувеличенно длинным корпусом и утрированно длинной мордой. Гривы их подстрижены гребешком, между ушей-пучок челки. Хвосты, видимо, стянуты – они очень узки, пряди обозначены лишь на две трети длины. Упряжь коней: двойные уздечки на морде, одна под шеей, у ушей прикреплены небольшие кисти (или хвосты-куйруки того же типа, что венчают шлемы всадников); скрепленная большими и малыми кольцами подпруга охватывает шею и соединена с невысоким седлом (оно видно лишь у упавшего коня), от которого следуют на крупе большие кольца, удерживающие подхвостник. Стремян нет. Всадники сидят близко к холке коня, сжимая бока прямыми ногами, почти вертикально вытянув носки.

Читайте далее: Большая костяная пластина со сценой охоты и малые пластины




Скифская культура
Скифская культура
Роман Татьяны Латуковой «Талисман»
Озорной роман Татьяны Латуковой
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Археологические памятники древнего СогдаКурган-тепе и древний храм огнепоклонниковКурганный могильник возле Курган-тепеБольшая костяная пластина с батальной сценойБольшая костяная пластина со сценой охоты и малые пластиныИстория и памятники искусства Согда
Древняя Бактрия
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры