Археологический клуб
Древний Согд

Курганный могильник возле Курган-тепе

Г.А. Пугаченкова

Неожиданно интересный материал дали раскопки курганного могильника, отмеченного нами на возвышающейся над правым берегом реки предгорной гряде. Поскольку совхоз намечал расширить здесь посевные земли и проложить дорогу, а весной 1981 г. уже пустили туда бульдозер, на двух курганах были начаты раскопки с тем, чтобы приостановить дальнейшее разрушение могильника до проведения археологических работ.

В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи, во втором лишь одно с ведущим к нему сбоку хромосом. И хотя тот и другой оказались разграбленными еще в древности, удалось извлечь кое-какой вещественный инвентарь. Не останавливаясь на детальном описании курганов и их содержимого, отметим лишь основное.

Курган-тепе. Город и цитадель
Курган-тепе. Город и цитадель


В первом кургане получены железные предметы вооружения: трехгранные черешковые наконечники стрел разных размеров, длинный узкий двулезвийный меч с прямым перекрестием, чечевичный в разрезе, кинжал, крупная пряжка, отдельны» фрагменты ножичка и кинжала, гвозди с широкой шляпкой, изогнутые на концах, несколько полусфероидных медных накладных украшений, покрытых листовым золотом, а также фрагменты керамической однобокой фляги-мустахара. Найдены также кусочки золотых нитей, видимо от ткани одежды.

Во втором кургане также было железное оружие — трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука. Извлечены также крупный одноручечный кувшин с оттянутым с противоположной от ручки стороны носиком, крошево толстых золотых нитей. Но особый интерес представляли костяные пластины, крепившиеся, видимо, на кожаной основе: четыре небольших (5,9 х 5 см) и две большие (13,5 х 10,5 см), выточенный из лопаток крупного животного, причем на трех малых и обеих больших оказались выгравированные острием рисунки.

Крупные пластины скруглены с одной стороны и вертикально срезаны — одна справа, другая слева. По четырем углам и на оси — отверстия для крепления, а также на одной стороне по оси выточена продолговатая щель. С противоположной от нее стороны на одной пластине имеется широкий прямоугольный паз. Крепление пластин осуществлялось с помощью тонких гвоздей (местами сохранились их шляпки, местами лишь следы ржавчины), а через паз — ремешком. Внешняя поверхность кости отполирована; внутренняя поверхность лишь гладко срезана и здесь явственны линии расслоения костной структуры.

На пластинах игловидным инструментом нанесены изобразительные композиции. На одной из больших — битва, на другой — охота.

Археологический материал из обоих курганов соотносится с так называемой сарматской культурой (для Средней Азии, может быть, правильнее называть ее «сарматоидной»). Комплекс его позволяет датировать эти курганы 1 в. до н. э.— 1 в. н. э. (причем скорее именно до н. э.). Характерны здесь длинные мечи с перекрестием рукояти, недлинные кинжалы, сложносоставной лук, трехгранные черешковые стрелы, существовавшие в наборе сарматского оружия. Подчеркнем, что инвентарь кургантепинских курганов во многом находит себе аналогии в погребениях Бухарского и Самаркандского Согда II—I вв. до н. э. и самого начала н. э. (Куюмазарский, Лявандакский, Аджарский, Миранкульский могильники) — таковы мечи, кинжалы, стрелы, кувшин, мустахара.

В пользу предложенной датировки говорят и детали изображений на костяных пластинах, где весь состав вооружения совпадает с сарматским. Доспех поразительно близок к таковому у воинов халчаянской скульптуры (рубеж н. э.), где панцири и шлемы почти идентичны.А боевой табар-загнул («топор — вороний клюв» ) изображен на реверсе кушанских монет чекана «Сотер Мегас» (I в. н. э.), где его держит восседающий на коне сам ли царь, или его обожествленный предок.

Пластины явно закреплялись как украшение, причем такое, которое можно было бы рассмотреть вблизи. Но украшение чего и где? Возможно, что большие пластины — это обкладки колчана, хотя на колчанах в обеих сценах подобные по форме детали не показаны. Малые же пластинки могли входить в состав панцирного доспеха (чередуясь с металлическими) или служить деталью конского убора.

При рассмотрении изображений на пластинах есть основания предполагать изготовление их в городских ремесленно-художественных мастерских крупного города Курган-тепе — уж очень высоко здесь искусство рисовальщика, выгравировавшего на кости сложные и полные экспрессии композиционные сцены. Причем выполнявший их художник учитывал запросы заказчиков, передавая в своих рисунках не только их этнический тип, одежду, вооружение, по и какие-то близкие им сцены и события. Кто жо эти заказчики и кто изображен на одной из малых и на двух больших пластинах?

Читайте далее: Большая костяная пластина с батальной сценой




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Археологические памятники древнего СогдаКурган-тепе и древний храм огнепоклонниковКурганный могильник возле Курган-тепеБольшая костяная пластина с батальной сценойБольшая костяная пластина со сценой охоты и малые пластиныИстория и памятники искусства Согда
Древняя Бактрия
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры