Археологический клуб
Древний Согд

Большая костяная пластина со сценой охоты и малые пластины

Г.А. Пугаченкова

Охота. Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них — деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне, подразделенных дугами ветвей и вертикальной штриховкой между ними; в одном случае веерными линиями обозначен куст.

Большая костяная пластина со сценой охоты. Из раскопок могильника близ Курган-тепе
Большая костяная пластина со сценой охоты
Из раскопок курганного могильника близ Курган-тепе


Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей).

Этнический тип всех трех охотников тот же, что и воинов: аналогичный профиль, когтевидная бородка, свислые усы. Головы двух непокрыты, и четко обрисовано куполовидно суженное кверху очертание черепа. Подстриженные в кружок над шеей прямые волосы убраны за уши. У среднего всадника на голове род овальной шапки-куляха. Одеты они легко, сообразно своему занятию, требовавшему не сковывающей движения одежды. На них облегающий верхнюю половину торса кафтан, запахнутый слева направо до талии, где перетянут поясом, далее кафтан расширяется, прикрывая бедра, по низу его — широкая полоса бахромы. Штаны облегают ноги и закреплены под ступней штрипками над плотной, как чулок, обувью. При одинаковом покрое резчик попытался передать разнообразие в деталях костюма вариантами мелких штриховок, а у нижнего всадника кафтан вообще без штриховки (кроме рукавов) . У правого бока всадников прикреплен к седлу длинный тройной колчан (такой же, как у воинов) .

Тип коней и их упряжь почти идентичны тем, что изображены в сцене боя, но есть и некоторые различия. Так, у нижнего и верхнего коней за пышной челкой над подстриженной гребешком гривой оставлен высокий заостренный гребень. Упряжь коней несколько облегчена тем, что впереди седло прикреплено лишь простой, облегающей грудь ременной подпругой. У среднего и верхнего коней подвешены слева какие-то очень пышные кисти, приподнятые и развевающиеся от скачки. Следует отметить, что верхний и нижний охотник едут на кобылицах, а средний — на жеребце, причем его конь покрыт попоной, каковая у других не обозначена. Хвост у него пышный, свободно развевающийся, с волнистыми прядями волос. У дальней кобылицы он также свободен, но пряди распределены по-другому (хвост попал на пластину лишь частично). У передней же он вначале плотно перетянут, подхвачен посредине широкой пряжкой, а далее уже развеваются пряди.

Всадники преследуют мчащихся животных, изображение которых, к сожалению, сильно попорчено в средней трети пластины. Нижний всадник преследует косуль — самца, самку и детеныша; средний — трех куланов (их длинные морды напоминают морды мчащихся позади коней, и у всех длинные, волнистые хвосты), а верхний всадник — двух круторогих архаров. Все это представители горной и степной фауны Средней Азии.

Малая костяная пластина со сценой поединка. Из раскопок могильника близ Курган-тепе
Малая костяная пластина со сценой поединка
Из раскопок могильника близ Курган-тепе


Малые пластины имеют форму как бы сдавленного лепестка, с широкой полосою вверху. На этой полосе три круглых отверстия для закрепления бронзовыми штифтами (на одной пластине их сохранилось два, на другой — один, прочие утрачены) и с более крупным, также круглым отверстием над нижним заострением. На трех пластинках выгравированы следующие изображения.

1. Поединок двух витязей в таких же доспехах, как и в сцене боя. Поединок ведется на копьях, причем левый уже пронзил правого, который лишь касается его своим копьем. На правом богу одного подвешен колчан с луком и, видимо, стрелами, на левом боку другого — на двух ремешках длинный меч в узких ножнах.

Малая костяная пластина со сценой схватки верблюдов. Из раскопок могильника близ Курган-тепе
Малая костяная пластина со сценой схватки верблюдов
Из раскопок могильника близ Курган-тепе


2. Схватка двух противоположно стоящих двугорбых верблюдов. Оба на полусогнутых ногах, оба кусают друг друга за заднюю ногу.

Малая костяная пластина с изображением грифа. Из раскопок могильника близ Курган-тепе
Малая костяная пластина с изображением грифа
Из раскопок могильника близ Курган-тепе


3. Левая половина изображения стерлась. В правой — гриф, клюющий какую-то добычу (также неясна).

Читайте далее: История и памятники искусства Согда




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Археологические памятники древнего СогдаКурган-тепе и древний храм огнепоклонниковКурганный могильник возле Курган-тепеБольшая костяная пластина с батальной сценойБольшая костяная пластина со сценой охоты и малые пластиныИстория и памятники искусства Согда
Древняя Бактрия
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры