Археологический клуб

Древний Согд

Большая костяная пластина с батальной сценой

Г.А. Пугаченкова

Баталия. Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах, в соответствии с чем, следуя снизу вверх, даем их описание.

Большая костяная пластина с военной сценой. Из раскопок могильника близ Курган-тепе
Большая костяная пластина с батальной сценой
Из раскопок курганного могильника близ Курган-тепе


1. Конный витязь — видимо, главный. так как за ним вздымается закрепленный на коне бунчук, — своим длинным, прогнувшимся копьем пронзает в живот соперника. Последний коленопреклонен, он еще взмахивает мечом, но древко его копья уже сломано, а конь пал, пронзенный стрелою, вонзившейся в шею.

2. Витязь на коне сходу натягивает лук, то же делает и стоящий напротив соперник.

3. Всадник слева проткнул копьем копя противника, к упряжи которого прикреплена отрубленная, кровоточащая голова одного из ранее сраженных врагов, а сам всадник разрубает голову противника мечом, с которого каплями струится кровь.

4. Всадник справа вонзил почти по рукоять в грудь своего спешенного соперника меч, конец которого выступает со спины, но погибает и он сам, так как последний боевым клевцом пробивает ему череп, откуда хлещет кровь.

Все участники — единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других (1-й и 4-й слева, 2-й и 4-й справа) бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх. Голова одного из воинов обнажена (шлем, видимо, сбит в бою), и здесь характерен заостренный к макушке череп. Все остальные в шлемах овальной формы, с выступающими наручниками и закрепленными на макушке султанами — по виду это хвост небольшого животного.

Все участники боя в панцирях наподобие длинного, ниже колен, кафтана, облегающего грудную клетку с плотными наручами и расширяющегося книзу, прикрывая колени. Шею и затылок защищает высокий бронированный воротник, перехваченный для надежности ремешком с развевающимися сзади кистями. Поверхность шлемов гладкая или разработанная чешуйками, в полоску, насечками. Ноги воинов не защищены, они в облегающих штанах, натянутых штрипками под ступнями. Доспех воинов досчатый и чешуйчатый, составленный из нашитых на основу квадратных, продолговатых, полуовальных пластин и из промежуточных ременных соединений, придававших доспеху гибкость, причем у каждого участника свой вариант этих деталей.

Вооружение воинов составляют копья с ланцетовидным наконечником; очень длинные двулезвийные мечи, удлиненная рукоять которых имеет и поперечное расширение в месте крепления с боевой частью меча, и фигурное утолщение на конце; прямые длинные ножны мечей, прикрепленные к поясу на двух ремешках; сложносоставной лук; стрелы с трехгранными наконечниками; длинный трехчастный колчан с широким отделом для лука и двумя узкими для стрел, который приторочен справа к седлу коня; продолговатый щит, обитый пластинами, формы которых варьируются в каждом отдельном случае; у одного из воинов — уже упомянутый боевой топорик-клевец, известный в восточном вооружении под названием «табар загнул».

Своеобразен бунчук у первого всадника: на высоком древке закреплен поперечно круг, а на нем — легкий, развевающийся сетчатый цилиндр, раздвоенный на конце.

Эти бронированные всадники сидят на легких, не защищенных никакой броней конях с преувеличенно длинным корпусом и утрированно длинной мордой. Гривы их подстрижены гребешком, между ушей-пучок челки. Хвосты, видимо, стянуты – они очень узки, пряди обозначены лишь на две трети длины. Упряжь коней: двойные уздечки на морде, одна под шеей, у ушей прикреплены небольшие кисти (или хвосты-куйруки того же типа, что венчают шлемы всадников); скрепленная большими и малыми кольцами подпруга охватывает шею и соединена с невысоким седлом (оно видно лишь у упавшего коня), от которого следуют на крупе большие кольца, удерживающие подхвостник. Стремян нет. Всадники сидят близко к холке коня, сжимая бока прямыми ногами, почти вертикально вытянув носки.

Читайте далее: Большая костяная пластина со сценой охоты и малые пластины



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Археологические памятники древнего СогдаКурган-тепе и древний храм огнепоклонниковКурганный могильник возле Курган-тепеБольшая костяная пластина с батальной сценойБольшая костяная пластина со сценой охоты и малые пластиныИстория и памятники искусства Согда
Древняя Бактрия
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов



Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика