Древний Согд
Археологические памятники древнего Согда
Г.А. Пугаченкова
Когда в 329 г. до н. э. Александр Македонский двинулся со своим войском на подавление восстания, вспыхнувшего в Согдиане, к главному городу этой цветущей области — Мараканде-Самарканду, он овладел на протяжении двух дней пятью согдийскими городами. Первым из них была Газа, окруженная, по словам Арриана (Анабасис Александра, IV-2), «стенами земляными и невысокими», названия остальных неизвестны. Трудней далась грекам осада Мараканды, так как здесь, помимо крепостных ограждений самого города, имелась еще и цитадель, куда укрылись восставшие.
Хотя раскопки городища Ер-Курган в кашкадарьинской части Согда, а в его самаркандской зоне городища Афрасиаб (= Мараканда) и выявили в их основании слои средней трети I тысячелетия до н. э., данных о том, каковы были сами древне-согдийские города, крайне мало. И если благодаря исследованиям советских археологов на юге Узбекистана и Таджикистана и работам Французской археологической делегации (DAFA) и Советско-Афганской археологической экспедиции (САЭ) в северном Афганистане уже явственно обрисовывается тип бактрийских городов первых веков до и после начала н. э., то каковы были города античного Согда, пока остается почти неизвестным. Ответ на это могло бы дать лишь изучение такого города, а его следовало искать.
Уже в 60 — 70-х годах разведки Узбекистанской искусствоведческой экспедиции (УзИскЭ) Института искусствознания им. Хамзы (Ташкент) выявили в самаркандской части Согда несколько пунктов с античными нижележащими слоями: Дурмен-тепе в Паст-Даргомском районе, Арк-тепе в Пайарыкском, Кумышкенттепе в Дагбидском. Однако все они были перекрыты мощными средневековыми напластованиями.
С 1979 г. специальный Мианкальский отряд экспедиции приступил, наконец, к стационарному изучению памятника, который пролил свет на интересующую нас проблему. Свое название отряд получил от Мианкаля, как именовался длинный (до 100 км), но узкий (около 15 км) остров, образованный раздвоением р. Зеравшан неподалеку от Самарканда на два русла — Карадарью и Акдарью, которые опять сливаются близ Хатырчи. Обследованием была охвачена также исторически связанная с ним полоса между северным берегом Акдарьи и предгорной грядой с уходящими в нее ущельями. Характерно, что еще в конце прошлого столетия Мианкаль именовался местным населением Ним-Сугуд (=Полусогд), а земли севернее Акдарьи — Сугуди-Калян (Великий Coгд) . В археологическом отношении еще до недавнего времени эти места оставались малоизученными. Работы осуществлялись автором этих строк при участии сотрудников Института искусствознания молодых археологов С. А. Савчука и В. А. Карасева.
Археологические работы на Курган-тепе
>
Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э. В числе их — крупные усадьбы Кизляр-тепе в Каттакурганском районе и Алпамыш-тепе в Иштиханском, два укрепленных сильными стенами селения — Чим-Курган в Кошрабадском районе и Хауз-тепе в совхозе Янгикент в Иштиханском (он обнаружен сотрудником Института археологии АН УзбССР А. Ураковым), неукрепленное поселение Булак-Баши в Кошрабаде и, наконец, два крупных, обнесенных крепостными стенами города — уже упоминавшийся Арк-тепе, а также Курган-тепе в с. Орлат в Кошрабадском районе. Последний был избран объектом проведения многолетних стационарных раскопок.
Читайте далее по теме:
Курган-тепе и древний храм огнепоклонников
Курганный могильник возле Курган-тепе
Большая костяная пластина с батальной сценой
Большая костяная пластина со сценой охоты и малые пластины
История и памятники искусства Согда
Литература к заметкам о Курган-Тепе:
• Г.А. Пугаченкова. К итогам полевых исследований искусствоведческой экспедиции 1961 г.— Общественные науки в Узбекистане, 1963, № 4
• Г.А. Пугаченкова. К разведке античных памятников Согдианы. — Общественные науки в Узбекистане, 1965
• Б. А. Турсунов. О местоположении средневекового города Иштихана. — Общественные науки в Узбекистане, 1963
• О. В. Обельченко. Курганные погребения первых веков н. э. и кенотафы Куюмазарского могильника. — Труды Среднеазиатского гос. ун-та, вып. CXI, 1957
• О. В. Обельченко. Лявандакский могильник. — В кн.: История материальной культуры Узбекистана, вып. 2. Ташкент, 1971
• О. В. Обельченко. Погребение сарматского типа под Самаркандом. — Советская археология, 1962., № 2
• О. В. Обельченко. Миранкульские курганы. — В кн.: История материальной культуры Узбекистана, вып. 8, 1969.
• Г. А. Пугаченнова. Скульптура Халчаяна. М., 1971, с. 66, 67, 72 сл., рис. 61, 77, 80.
• М. Е. Массон. Происхождение безымянного «царя царей — великого спасителя». — Труды Среднеазиатского гос. ун-та, вып. XI, 1950.
• Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. II. М.— Л., 1950.
Источник: Г.А. Пугаченкова. Новое о художественной культуре античного Согда. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.
Читайте далее: Курган-тепе и древний храм огнепоклонников