Русская история
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках
Накануне Куликовской битвы 1380 года, победа русских в которой положила начало освобождению народа от татаро-монгольского ига, в Троице-Сергиев монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович. Чтобы еще больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха-Пересвет и Ослябя. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. Именно об этих событиях рассказывают копии с древних миниатюр и современные нам рисунки. Куликовская битва, закончившаяся блестящей победой русского народа, развеяла господствовавшее ранее представление о непобедимости татар, но набеги врагов продолжались.
Троице-Сергиев монастырь в XVI веке
В XVI веке Троице-Сергиев монастырь превратился в крупнейшего на Руси землевладельца. Свои земельные владения в этот период он расширял в основном за счет торговых операций и вкладов. Основная торговля велась хлебом, рыбой, солью, причём у монастыря были всевозможные льготы, что, естественно, увеличивало его прибытль. Монахи сбывали свои продукты в Новгороде, Великом Устюге, Белоозере. Причем даже английские купцы отмечали, что в торговых операциях в России монахи превосходят светских купцов.
Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годов
Отряд тушинцев в 15 тысяч человек во главе с воеводами Сапегой и Лисовским в сентябре 1608 года подошел к стенам крепости. Так началась шестнадцатимесячная осада. Враги тщательно подготовились к ней, их войска превосходили русских численностью и были хорошо вооружены.
Троице-Сергиев монастырь: секуляризация и образование посада
Во время стрелецкого мятежа 1682 года под предводительством князя Хованского малолетние цари Пётр и Иоанн нашли защиту за крепкими монастырскими стенами. Организовав в 1689 году заговор против Петра, царевна Софья — правительница государства — решила опереться в своей борьбе за власть на стрельцов. Юный Петр вновь бежал в монастырь. Сюда же пришли верные ему стрелецкие полки. Однако, став единоличным монархом и проводя церкoвные реформы, Петр I не пощадил и монастырь, введя много ограничений, коснувшихся и Троицы.
Посадские ремёсла и промыслы
Большое распространение в посаде получила роспись по выжиганию, зародившаяся в конце XIX века. Но особенно Сергиев посад славился своей игрушкой, которую в больших количествах сбывали приезжим богомольцам. В XIX веке игрушечный промысел достиг большого развития, превратив Сергиев посад в один из центров русской игрушки. Знаменитая сергиевская игрушка экспонировалась на многих заграничных выставках.
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий собор
На месте деревянной Троицкой церкви в 1422 — 1423 годах был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Для его постройки были приглашены выдающиеся зодчие, придавшие собору все основные черты ранней московской архитектуры. Он имеет типичную для того времени планировку, приближающуюся к квадрату, три полукруглых выступа-апсиды с востока, четыре столба внутри, на которые опирается барабан с куполом.
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковь
В 1476—1477 годах на территории монастыря была построена Духовская церковь,сочетающая характерные черты московской архитектуры и псковского типа открытую звонницу на столбах. Строители церкви, мастера из Пскова, вызванные в Москву Иваном III, до этого работали в Московском Кремле, где они построили Благовещенский собор и Ризположенскую церковь.
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Крепостные стены и башни
Строительство каменной стены началось в 1540 году, и к 1550 году было уже, в основном, закончено. Короткий срок, за который были завершены работы, свидетельствует о большой государственной поддержке в связи с необходимостью сооружения крепости. В первой половине XVII века сильно поврежденные во время осады стены и башни реконструировали. Стены надстроили на один ярус, некоторые башни сняли совсем или сильно переделали. В XVIII веке по проекту И. Яковлева была сооружена новая Каличья башня вместо древней башни «о дву верхах».
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Успенcкий собор, Больничные палаты, Предтеченский корпус
В 1559-1585 годах на центральной площади монастыря был воздвигнут грандиозный Успенский собор, отличающийся простотой и строгостью форм. По характеру он близок Успенскому собору московского Кремля XV века. В отличие от более ранних сооружений Троицкого монастыря Успенский собор пятиглавый, пятиапсидный. Внутри в нем шесть опорных столбов. Спаружи северный и южный фасады имеют шесть сильно выступающих пилонов и выложенный из кирпича аркатурный пояс.
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройки
В конце XVII века вдоль северной крепостной стены на месте старого деревянного дворца Ивана Грозного был построен новый кирпичный дворец — чертоги. В плане он имел оригинальную блочную систему с анфиладой комнат в первом и втором этажах. Фасад чертогов был расписан в «шахмат», сдвоенные окна украшены изразцовым сандриком, а под кровлей тянулся фриз из разноцветных изразцов.
Монастырский некрополь
С XIV века в Троице-Сергиевом монастыре хоронили о представителей высшей феодальной знати, дворян, духовенства, а также монастырских слуг и крестьян. Для того чтобы быть погребенными в монастыре, нужно было сделать вклад деньгами, вотчинами или имуществом. Состоятельные люди давали большие вклады, и их хоронили у главных соборов и церквей, монастырских ремесленников и крестьян — в юго-восточном углу монастыря, на менее значимом месте. На могилы обычно клали белокаменные надгробные плиты с надписью и орнаментом.
Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник
Троице-Сергиева лавра привлекала крупнейших мастеров искусства Древней Руси. Здесь работали лучшие русские зодчие, писатели, художники. С XIV века в монастыре и его окрестностях стали возникать и развиваться народные художественные ремесла. Таким образом создалось богатое и чрезвычайно разнообразное по своему характеру собрание. Оно включает в себя произведения иконописи, живописи и графики, художественного шитья и ткачества, резьбу по дереву, кости и камню, различные виды художественной обработки металла, древние рукописные книги, монеты и медали, фарфор, фаянс и стекло, мебель, предметы русского и западного вооружения, надгробные плиты, изразцы и др.
Источник: Загорский (Сергиево-Посадский) историко-художественный музей-заповедник. Серия "По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья". М., изд-во "Московский рабочий", 1968.