Археологический клуб

Троице-Сергиева лавра

Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий собор

Как выглядел ансамбль Троице-Сергиева монастыря в XIV — начале XV века, когда все его сооружения были деревянными, нам осталось неизвестным. Можно предположить, что первоначальная Троицкая церковь, кельи монахов, хозяйственные службы и рубленая деревянная крепость, возведенные вскоре после пожара 1408 года, были построены в духе народного зодчества, известного нам по сохранившимся до наших дней памятникам русского Севера и Сибири.

Первые каменные сооружения в монастыре возникли только в XV веке. На месте деревянной Троицкой церкви в 1422 — 1423 годах был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Для его постройки были приглашены выдающиеся зодчие, придавшие собору все основные черты ранней московской архитектуры. Он имеет типичную для того времени планировку, приближающуюся к квадрату, три полукруглых выступа-апсиды с востока, четыре столба внутри, на которые опирается барабан с куполом.

Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор
Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор

Весь собор сложен из тесаных белокаменных блоков. Его северный фасад имеет по вертикали четыре пилястры, а по горизонтали, приблизительно на половине высоты сооружения, тянется трехчастный резной белокаменный пояс с превосходным растительным и крестчатым орнаментом. Стены завершают к килевидные закомары. Диагональные кокошники закомар, поднимающиеся к барабану купола, придают своеобразную динамику этому монументальному сооружению. Глава собора имеет форму шлема. С трех сторон стены собора имеют углубленные порталы тоже с килевидным завершением. К порталам ведут белокаменные лестницы.

Внешне небольшой по размерам, внутри собор кажется более высоким и величественным благодаря несколько вытянутым аркам сводов, легкости парусов и открытому барабану купола, откуда льется основной поток света.

Соразмеренное соотношение частей собора, приближающегося к классическим пропорциям, его монументальность, а также искусная резьба по камню ставят его в разряд лучших памятников раннего московского зодчества. Подобных сооружений до наших дней сохранилось очень мало. Это собор Андроникова монастыря в Москве, два собора в Звенигороде — Успенский собор на Городке (1399 год) и Рождественский в Саввино-Сторожевском монастыре (1405 год), связанные с деятельностью князя Юрия Звенигородского.

Для росписи Троицкого собора внутри были приглашены выдающиеся художники того времени — Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили целой артелью иконописцев. В короткий срок были созданы фресковая роспись и иконы для иконостаса.

Иконостас Троицкого собора — уникальный ансамбль древней живописи, сохранившийся до наших дней в неразрозненном виде. Его иконы написаны разными мастерами, но весь их труд был подчинен одной идее Андрея Рублева, создавшего бессмертный памятник эпохи национального возрождения. В этих произведениях величие человека и глубокое раздумье о судьбах Родины сочетались с патриотическими идеями единства и согласия. В период жестокой феодальной войны первой половины XV века, неоднократных татарских набегов эти глубоко патриотические идеи в искусстве полностью были созвучны чаяниям всего русского народа.

Для Троицкого собора лавры Андрей Рублев написал и свою знаменитую «Троицу» — гениальный памятник мирового искусства. (В настоящее время «Троица» Андрея Рублева хранится в Государственной Третьяковской галерее.) Глубокое философское содержание этого произведения сочетается с совершенно исключительными художественными достоинствами.

В Троицком соборе до наших дней сохранилось 42 произведения Андрея Рублева и мастеров его круга (три ряда иконостаса — деисусный, праздничный и пророческий). Верхний практический ряд относится к концу XVI века и является вкладом Бориса Годунова.

В XV — XVII веках в первом ряду иконостаса Троицкого собора появились и другие произведения станковой живописи. К школе знаменитого московского живописца Дионисия можно отнести икону Сергия с «житием» конца XV века. Мастера московской школы исполнили п царское врата XVII века, обитые чеканным и просечным серебром (вклад царя Михаила Федоровича) . В соборе находятся две подписные иконы «царского изографа» XVII века Симона Ушакова — «Нерукотворный образ Спаса» и «Спас на престоле». В конце XVI века по заказу царя Бориса Годунова была написана копия с «Троицы» Андрея Рублева.

Интерьер собора украшен и произведениями прикладного искусства. В 1569 — 1584 годах была вычеканена серебряная рака для останков Сергия и золотой оклад на надгробную икону — искуснейшая работа 14 московских серебряников, награжденных за эту работу царем Федором Ивановичем в 1584 году. В XVIII веке над ракой установили роскошную серебряную сень на четырех столбах, исполненную по указу императрицы Анны Ивановны мастером Давидом Прифом по рисунку Каравакка. На эту царскую затею было израсходовано 22 пуда высокопробного серебра.

Архитектура собора, его фресковая и станковая живопись с течением времени претерпели большие изменения. Отсутствие вкуса и знаний древнего искусства толкало духовенство монастыря в XVIII — XIX веках на неоднократные «обновления», уродовавшие древние памятники. Так, стены белокаменного собора были покрыты холстом и росписью «под мрамор», с трех сторон собор был окружен пристройками, исказившими его древние фасады, кровля из позакомарной превращена в четырехскатную, а узкие щелевидные окна были растесаны в широкие проемы.

Фресковая живопись собора, исполненная гениальными мастерами XV века, была полностью сбита вместе со штукатуркой. Собор был вновь расписан в 1637 году, и на протяжении последующих столетий живопись опять неоднократно «поновлялась». Что же касается икон рублевского иконостаса, то они много раз записывались бездарными ремесленниками, покрывались вековой копотью. В 1920 году монастырь был передан государственному музею. Началась кропотливая работа по восстановлению древней архитектуры и живописи собора. А постсоветскую эпоху монастырь и собор были возрождены, и возвращены в церковную жизнь.


Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова



Читайте далее: Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковь



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраТроице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках Троице-Сергиев монастырь в XVI веке Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годовТроице-Сергиев монастырь: секуляризация и образование посадаПосадские ремёсла и промыслыАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий соборАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковьАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Крепостные стены и башниАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Успенcкий собор, Больничные палаты, Предтеченский корпусАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройкиМонастырский некрополь Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник
Изборск и Печоры
Картины по русской истории
Артефакты и теории
Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика