Археологический клуб
Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках

Троице-Сергиев монастырь был основан в 40-е годы XIV века сыном разорившегося ростовского боярина Варфоломеем, получившим после пострижения в монахи имя Сергия. Сергий Радонежский стал одним из наиболее почитаемых на русской земле святых, а основанный им монастырь вошёл в русскую историю как наиболее значимый и важный центр духовной и политической жизни.

Монастырь расположился на горе Маковец, с двух сторон защищенной оврагами, образованными речками Кончурой и Вондюгой. Это место находилось недалеко от Радонежа (ныне село Городок). Основание монастыря связано с периодом борьбы великокняжеской Москвы против феодальной раздробленности Руси и борьбы русского народа с татаро-монгольским игом. В то время Москва, ставшая инициатором объединения русских земель, искала опоры у церкви. Поэтому, в частности, всячески поддерживалось строительство монастырей, способствовавших освоению новых земель и проведению московской политики в Северо-Восточной Руси.

С самого начала своего существования Троице-Сергиев монастырь принял активное участие в политической жизни Москвы. Сергий Радонежский ездил в Ростов и Нижний Новгород для улаживания конфликтов между великим князем и суздальско-нижегородскими князьями, мирил с Москвой рязанского князя Олега.

Введение общежитийного устава в монастыре превратило его в учреждение, подчиненное единой дисциплине. Согласно принятому уставу, все имущество монастыря стало общим, и монастырская братия принимала участие в повседневных монастырских делах. Это давало возможность использовать церковь как единую политическую силу и способствовало повышению активизации монастыря в проведении московской политики.

Накануне Куликовской битвы 1380 года, победа русских в которой положила начало освобождению народа от татаро-монгольского ига, в Троице-Сергиев монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович. Чтобы еще больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха-Пересвет и Ослябя. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. Именно об этих событиях рассказывают копии с древних миниатюр и современные нам рисунки. Куликовская битва, закончившаяся блестящей победой русского народа, развеяла господствовавшее ранее представление о непобедимости татар, но набеги врагов продолжались.

В 1408 году татарский хан Едигей сжег монастырь. Только в 1411 году его отстроили вновь.

В процессе становления Русского государства и расширения экономического влияния Москвы немалую роль играла и русская церковь. Троицкий монастырь был активным ее представителем. Только по инициативе Троице-Сергиева монастыря в XIV веке в различных областях Северо-Восточной Руси появилось более 30 монастырей, которые, в свою очередь, стали новыми очагами колонизации и распространения московской политики. Часто монастырская колонизация сопровождалась захватом ранее освоенных крестьянами земель. Это приводило к междуусобицам, о которых можно судить по некоторым летописям.

Первые привилегии были получены монастырем от Дмитрия Донского. Тогда в Московском Кремле было выделено место для монастырского двора и монастырю было дано право взимать пошлину с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Известна жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Федоровичем Морозовым, на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы монастырь получил право наловлюрыбы в озерах Смехро и Боровское в Стародубенском княжестве. Все это послужило основой создания хозяйства монастыря.

В последующем столетии владения Троицкого монастыря растут с невероятной быстротой, что происходит не только за счет государственных и частных пожалований. Монастырь и сам вел активные действия по присоединению земель, как приобретая участки, так и проводя операции по захвату общинных земель.

Одним из распространённых видов вкладов были вклады "по душе" и за право быть погребенным в стенах монастыря. Свидетельством этого является, в частности, белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном III в 1486 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Ромазовского на реке Наре, Боровского уезда.

Некоторые представители троицкого духовенства участвовали на стороне врагов великого князя во время феодальной войны в середине XV века, известной под названием «шемякиной смуты». Эта война разразилась между великокняжеской властью и удельными князьями, поддержанными боярами. Троице-Сергиев монастырь поддерживал политических противников великого князя — щедрых вкладчиков в монастырь. Копии с древних миниатюр и современный нам рисунок рассказывают о захвате Василия II в монастыре сторонником Дмитрия Шемяки — князем Иваном Можайским. Однако, вернув престол, Василий II продолжал давать большие вклады в монастырь, стараясь заручиться с его влиятельной поддержкой.

Владения монастыря, отмеченные на картах того времени, свидетельствуют о том, что уже в XV веке монастырские земли выходили далеко за пределы Радонежского уезда, на территории которого находился монастырь. Ему принадлежали пахотные земли, пустоши, крестьянские дворы с огородами, заливные луга, соляные варницы, бобровые гоны (места, где ловили бобров), рыбные промыслы. В Троицко-Сергиевском музее представлена копия с миниатюры XVI века, изображающая работу крестьян на соляных варницах. Соль добывалась и обрабатывалась самыми примитивными способами, непосредственно контактировавшие с солью добытчики получали тяжёлые травмы и рано становились инвалидами. Однако соляные промыслы были одними из самых выгодных производств того времени.

Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра. Современный вид

К концу XV века Троицкий монастырь представлял собой уже сложившийся и довольно крупный архитектурный комплекс. Монастырь занимал юго-западный угол позднее построенной крепости. На его территории располагались Троицкий собор, сооружённый в 1422-1423 годах на средства князя галицкого и звенигородского Юрия - сына Дмитрия Донского; построенные в 1469 году и не сохранившиеся трапезная и поварня. Создателем последних был талантливый московский зодчий Василий Ермолин. В 1476-1477 годах была построена Духовская церковь. В комплекс монастырских построек входили не только храмы, жилые и подсобные дома, но и многочисленные хозяйственные объекты, в частности конюшенный двор, житница, кузня. На территории монастыря также были разбиты сад и огороды. До середины XVI века монастырь огораживала деревянная стена, оборонное значение которой было невелико.

Троице-Сергиев монастырь в XV веке стал своего рода культурной столицей, местом работы выдающихся художников, писателей, философов, зодчих и мастеров прикладного искусства. В монастыре работала и книжная мастерская по переписке книг. В начале XV века в монастыре жил и работал выдающийся писатель Древней Руси Епифаний Премудрый. Его изображения сохранились на миниатюрах XVI века и на иконе "Сергий с учениками" XVII столетия. В середине XV века в монастыре жил и Пахомий Логофет, известный писатель, серб по происхождению. В 20-е годы XV века выдающиеся русские художники Андрей Рублёв и Даниил Чёрный украсили своими фресками и иконами Троицкий собор. Работал в монастыре известный резчик и ювелир Амвросий. И это только сохранившиеся имена. Нет сомнений, что Троице-Сергиев монастырь являлся своего рода истоком культурного и художественного прогресса, постепенно распространявшегося на русские княжества в эпоху закладки основ будущей империи.


Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова



Читайте далее: Троице-Сергиев монастырь в XVI веке




Скифская культура
Скифская культура
Роман Татьяны Латуковой «Талисман»
Озорной роман Татьяны Латуковой
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраТроице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках Троице-Сергиев монастырь в XVI веке Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годовТроице-Сергиев монастырь: секуляризация и образование посадаПосадские ремёсла и промыслыАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий соборАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковьАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Крепостные стены и башниАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Успенcкий собор, Больничные палаты, Предтеченский корпусАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройкиМонастырский некрополь Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник
Изборск и Печоры
Картины по русской истории
Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры