Археологический клуб
Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиев монастырь в XVI веке

В XVI веке Троице-Сергиев монастырь превратился в крупнейшего на Руси землевладельца. Свои земельные владения в этот период он расширял в основном за счет торговых операций и вкладов. Основная торговля велась хлебом, рыбой, солью, причём у монастыря были всевозможные льготы, что, естественно, увеличивало его прибытль. Монахи сбывали свои продукты в Новгороде, Великом Устюге, Белоозере. Причем даже английские купцы отмечали, что в торговых операциях в России монахи превосходят светских купцов. Документы XVI века доносят до нас отзвуки крестьянских волнений, случавшихся в монастырских вотчинах, однако в серьёзные бунты эти волнения не перерастали.

В XV веке начали активно возникать различные богословские ереси. В конце XV — начале XVI века еретическое движение захватило и Москву. Московские еретики выступали против феодальной церковной организации и основных догматов христианской религии. Почти во всех еретических учениях большое место занимал вопрос о монастырском землевладении. В конце XV века оформилась идеология «нестяжателей» — противников монастырского землевладения. К их числу принадлежал и старец Артемий, который в 1551 году был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. Осужденный впоследствии церковным собором, он был заточен в Соловецкий монастырь. А Троице-Сергиев монастырь стал местом заточения обвиненного в ереси митрополита 3осимы, а позднее и Максима Грека — талантливого писателя-публициста XVI века.

Максим Грек был одним из противников монастырскогo землевладения. Большое место в его высказываниях занимала критика монастырского быта, падение нравов и разложение монахов. «Послания» Максима Грека и старца Артемия являются замечательными образцами публицистических произведений XVI века. Образованнейший человек своего времени, Максим Грек провел в стенах монастыря последние пять лет жизни. Здесь он умер и погребен к северо-востоку от Духовской лавры.

Значительные богатства продолжали поступать в монастырь за счет погребения на его территории знатных лиц из княжеских и боярских родов. Три белокаменные надгробные плиты рассказывают о захоронениях XVI века. За большие денежные вклады погребен в монастырских стенах тверской боярин Демьян Афанасьевич Сакмышев и князь Василий Васильевич Шуйский (родной брат И. В. Шуйского, известного своим своеволием в малолетство Ивана Грозного). Здесь была похоронена и Ульяна Суцкая, происходившая из старинного рода князей ярославских, последние представители которого вложили в монастырь особенно много денег и драгоценностей.

Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра. Современный вид

Вместе с богатством в Троице-Сергиевом монастыре стало намечаться и падение нравов. Сам Иван Грозный обличал монахов за стяжательство и пьянствою. В «Послании» в Кириллов-Велозерский монастырь царь сообщает о том, что в Троице-Сергиевом монастыре «иссякло благочестие m монастырь оскудел». Но в то же время царь продолжал поддерживать обитель. При нём мииистырь получил привилегию перед другими монастырями: в 1561 году здесь была учреждена архимандрития. И этом же году Иван Грозный приезжал в монастырь "держать совет" с троицким духовенством перед организацией опричнины. Заручившись поддержкой монастыря, он уехал в Александрову слободу. А монастырские земли впоследствии выросли в том числе и за счёт земель казнённых бояр и вельмож.

В годы правления Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю уделялось большое внимание как военно-стратегическому пункту на северных подступах к Москве. Это было время, когда многочисленные монастыри превращались в опорные пункты, военные крепости. С 1540 по 1550 год велось строительство крепостных стен монастыря. Московское правительство, придавая большое значение сооружению этой крепости, дало монастырским крестьянам разрешение беспошлинно и бесплатно брать строительный материал, на чьих бы землях он ни находился.

Благодаря всем этим привелегиям крепость Троице-Сергиева монастыря стала образцом русского фортификационного искусства своего времени. При этом мощная крепостная стена поражала не только непристуностью, но и величественной красотой. Монастырь разбогател, отстроился и обрёл мощнейшее политическое влияние, став крупным игроком во внутренней и внешней политике России.


Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова



Читайте далее: Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годов




Скифская культура
Скифская культура
Роман Татьяны Латуковой «Талисман»
Озорной роман Татьяны Латуковой
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраТроице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках Троице-Сергиев монастырь в XVI веке Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годовТроице-Сергиев монастырь: секуляризация и образование посадаПосадские ремёсла и промыслыАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий соборАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковьАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Крепостные стены и башниАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Успенcкий собор, Больничные палаты, Предтеченский корпусАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройкиМонастырский некрополь Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник
Изборск и Печоры
Картины по русской истории
Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры