Археологический клуб
Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиев монастырь в XVI веке

В XVI веке Троице-Сергиев монастырь превратился в крупнейшего на Руси землевладельца. Свои земельные владения в этот период он расширял в основном за счет торговых операций и вкладов. Основная торговля велась хлебом, рыбой, солью, причём у монастыря были всевозможные льготы, что, естественно, увеличивало его прибытль. Монахи сбывали свои продукты в Новгороде, Великом Устюге, Белоозере. Причем даже английские купцы отмечали, что в торговых операциях в России монахи превосходят светских купцов. Документы XVI века доносят до нас отзвуки крестьянских волнений, случавшихся в монастырских вотчинах, однако в серьёзные бунты эти волнения не перерастали.

В XV веке начали активно возникать различные богословские ереси. В конце XV — начале XVI века еретическое движение захватило и Москву. Московские еретики выступали против феодальной церковной организации и основных догматов христианской религии. Почти во всех еретических учениях большое место занимал вопрос о монастырском землевладении. В конце XV века оформилась идеология «нестяжателей» — противников монастырского землевладения. К их числу принадлежал и старец Артемий, который в 1551 году был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. Осужденный впоследствии церковным собором, он был заточен в Соловецкий монастырь. А Троице-Сергиев монастырь стал местом заточения обвиненного в ереси митрополита 3осимы, а позднее и Максима Грека — талантливого писателя-публициста XVI века.

Максим Грек был одним из противников монастырскогo землевладения. Большое место в его высказываниях занимала критика монастырского быта, падение нравов и разложение монахов. «Послания» Максима Грека и старца Артемия являются замечательными образцами публицистических произведений XVI века. Образованнейший человек своего времени, Максим Грек провел в стенах монастыря последние пять лет жизни. Здесь он умер и погребен к северо-востоку от Духовской лавры.

Значительные богатства продолжали поступать в монастырь за счет погребения на его территории знатных лиц из княжеских и боярских родов. Три белокаменные надгробные плиты рассказывают о захоронениях XVI века. За большие денежные вклады погребен в монастырских стенах тверской боярин Демьян Афанасьевич Сакмышев и князь Василий Васильевич Шуйский (родной брат И. В. Шуйского, известного своим своеволием в малолетство Ивана Грозного). Здесь была похоронена и Ульяна Суцкая, происходившая из старинного рода князей ярославских, последние представители которого вложили в монастырь особенно много денег и драгоценностей.

Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра. Современный вид

Вместе с богатством в Троице-Сергиевом монастыре стало намечаться и падение нравов. Сам Иван Грозный обличал монахов за стяжательство и пьянствою. В «Послании» в Кириллов-Велозерский монастырь царь сообщает о том, что в Троице-Сергиевом монастыре «иссякло благочестие m монастырь оскудел». Но в то же время царь продолжал поддерживать обитель. При нём мииистырь получил привилегию перед другими монастырями: в 1561 году здесь была учреждена архимандрития. И этом же году Иван Грозный приезжал в монастырь "держать совет" с троицким духовенством перед организацией опричнины. Заручившись поддержкой монастыря, он уехал в Александрову слободу. А монастырские земли впоследствии выросли в том числе и за счёт земель казнённых бояр и вельмож.

В годы правления Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю уделялось большое внимание как военно-стратегическому пункту на северных подступах к Москве. Это было время, когда многочисленные монастыри превращались в опорные пункты, военные крепости. С 1540 по 1550 год велось строительство крепостных стен монастыря. Московское правительство, придавая большое значение сооружению этой крепости, дало монастырским крестьянам разрешение беспошлинно и бесплатно брать строительный материал, на чьих бы землях он ни находился.

Благодаря всем этим привелегиям крепость Троице-Сергиева монастыря стала образцом русского фортификационного искусства своего времени. При этом мощная крепостная стена поражала не только непристуностью, но и величественной красотой. Монастырь разбогател, отстроился и обрёл мощнейшее политическое влияние, став крупным игроком во внутренней и внешней политике России.


Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова



Читайте далее: Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годов




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраТроице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках Троице-Сергиев монастырь в XVI веке Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годовТроице-Сергиев монастырь: секуляризация и образование посадаПосадские ремёсла и промыслыАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий соборАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковьАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Крепостные стены и башниАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Успенcкий собор, Больничные палаты, Предтеченский корпусАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройкиМонастырский некрополь Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник
Изборск и Печоры
Картины по русской истории
Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры