Троице-Сергиева лавра
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройки
Чертоги
В конце XVII века вдоль северной крепостной стены на месте старого деревянного дворца Ивана Грозного был построен новый кирпичный дворец — чертоги. В плане он имел оригинальную блочную систему с анфиладой комнат в первом и втором этажах. Фасад чертогов был расписан в «шахмат», сдвоенные окна украшены изразцовым сандриком, а под кровлей тянулся фриз из разноцветных изразцов. Фасад чертогов опоясывало открытое гульбище, к которому подходили два марша широких крылец, ведущих на второй этаж. Этот парадный фасад чертогов был отмечен как одна пз достопримечательностей монастыря голландским путешественником Корнелием де Бруином, посетившим Россию в 1702 году.
Троице-Сергиева лавра. Чертоги
В 40-х годах XVIII века для украшения интерьеров чертогов были приглашены выдающиеся мастера-лепщпки Илья Саевич и Михаил Зимин. Плафон столовой они украсили овальными медальонами с сюжетами, рассказывающими о победе Петра I. На стенах спальни вылепили амуров, растительные орнаменты п хвалебные двустишия в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны. Убранство покоев завершали рельефные орнаменты в оконных нишах, печи с цветными изразцами XVII-XVIII веков и роскошные шелковые обои.
В начале XIX века внешний вид чертогов был искажен; уничтожили крыльца и галереи, фасады выкрасили масляной однотонной краской, а восточную часть здания приспособили под церковь. Только в 1949 году впервые была начата реставрация восточной части южного фасада чертогов.
Под руководством архитектора И. В. Трофимова были восстановлены белокаменные обрамления окоп первого этажа, междуэтажная тяга из четырех белокаменных профилированных поясов, шахматная роспись стен. Во время реставрационных работ выявлены многие архитектурные особенности этого чрезвычайно интересного сооружения гражданского зодчества.
Трапезная
Вдоль южной крепостной стены, на месте бывших царицыных келий в 1686 —1692 годах была построена нарядная Трапезная из кирпича и белого камня. Это замечательное сооружение дворцового типа свидетельствовало о новых достижениях в области русской строительной техники и инженерного искусства.
Троице-Сергиева лавра. Трапезная
Трапезная представляет собой длинное светлое здание, к которому с востока примыкает двухэтажная Сергиевская церковь. Все сооружение поднято на высокий подклет, окружено открытым гульбищем, арки которого раньше опирались на круглые белокаменные столбы, позднее замененные четырехугольными кирпичными столбами. Наружные стены церкви и Трапезной расписаны в «шахмат» и имеют нарядную декорировку белокаменной резьбой. Большой зал Трапезной (70 Х 15 метров) не имеет внутри опорных колонн. Перекрывающий его коробовый свод опирается непосредственно на стены, скрепленные сверху коваными металлическими связями. Благодаря такому инженерному решению было создано большое открытое пространство, значительно облегчены массы здания.
Зал и церковь Трапезной были украшены декоративной лепниной, расписаны темперой в XVIII веке. Трапезный зал предназначался для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. А ежедневные монастырские обеды происходили в малой трапезной, примыкавшей к основному зданию с юга. На втором этаже церкви находилась библиотека древних рукописей лавры, а в подклете — кухня и другие хозяйственные помещения.
Археологические работы, проводившиеся у основания гульбища Трапезной, дали возможность установить, что опорными столбами были не четырехгранные кирпичные столбы, а круглые белокаменные, в тело которых было введено три ряд кирпичной кладки. Это открытие дало возможность частично восстановить древний вид гульбища. Таким образом, и это классическое сооружение конца XVII века приобретает свой оригинальный вид, задуманный неизвестным нам талантливым русским зодчим.
Находящаяся у северо-западного угла Трапезной Михеевская церковь сооружена в 1734 году.
Колокольня
Наиболее значительным архитектурным (1741 — 1769 годы) памятником, возведенным на территории монастыря в XVIII веке, является колокольня. Первоначальный проект трехъярусной колокольни принадлежал петербургскому архитектору Шумахеру. Проект пятиярусной колокольни был сделан выдающимся московским зодчим Д. В. Ухтомским. Место колокольни в ансамбле более древних памятников монастыря было определено архитектором Иваном Мичуриным. Непосредственное же наблюдение за строительными работами в течение долгих лет вел Бертенев.
Троице-Сергиева лавра. Колокольня
Колокольня имеет высоту 81 метр (без креста) и состоит из пяти уменьшающихся кверху ярусов, увенчанных куполом, напоминающим корону. Открытые арки звона придают большую легкость всему сооружению. Колокольня стала объединяющим центром всего ансамбля монастыря.
Строительство колокольни завершило архитектурный ансамбль Троице-Сергиева монастыря. Жилые и хозяйственные постройки XIX века не внесли ничего существенного в его художественный облик. Наоборот, именно в это время все древние сооружения были подвергнуты перестройкам и искажениям, нарушившим их первоначальный вид.
Наиболее существенным искажением первоначального вида колокольни, сооруженной в 1741 — 1769 годах, было изменение крылец и первоначальной окраски. Исследование памятника в натуре и архивной документации позволило разработать проект восстановления крылец, которые должны былп иметь прямоугольное начертание. Что же касается покраски колокольни, то сохранившиеся в музее древние чертежи с зеленой покраской фасадов указывают на оригинальную авторскую расколеровку здания. В 1963 году по проекту В. И. Балдина была восстановлена первоначальная окраска колокольни и произведено закрепление белокаменных деталей на ее фасадах.
Прочие постройки
В конце ХVII века у юго-западного угла Успенского собора была построена Надкладезная часовня, представляющая собой прямоугольную в плане постройку. Восьмерики пышно украшены резьбой по белому камню, в которой преобладает мотив виноградной лозы. Это небольшое по размерам, но красочное сооружение хорошо контрастирует с белой гладью стены монументального Успенского собора, на фоне которой еще больше подчеркивается декоративность часовни.
В эти же годы над Святыми воротами на средства «именитых людей» Строгановых сооружена пятиглавая церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В XVIII веке рядом с Трапезной поднялись двухэтажные Митрополичьи покои, в которые вошли кельи архимандрита н царицыны хоромы –части древних сооружений XVI — XVII веков. На трех фасадах здания сохранился фриз из рельефных многоцветных изразцов конца XVII века. В 70-х годах XVIII века покои, украшенные при митрополите Платоне лепкой, росписью и богатой мебелью, ничем не отличались от дворца светского вельможи.
В результате реставрационных работ в Митрополичьих покоях установлено, что в основе этого сооружения XVIII века находится более древняя постройка келий архимандрита. При реставрации восстанавливались наружная и внутренняя кладка стен, лепные украшения северного фасада, а также интерьер сводчатой палаты.
К западу от Троицкого собора в конце XVIII века по проекту архитектора И. Яковлева было сооружено двухэтажное кирпичное здание Ризницы, заменившее собой старую деревянную постройку. В Ризнице хранилась драгоценная церковная утварь, иконы, одежды и богослужебные книги с окладами из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями и жемчугом.
Чуть раньше на месте старой Кузнечной палаты на средства графа Алексея Григорьевича Разумовского была построена Смоленская церковь. В плане она имеет восьмигранник с криволинейными гранями. Храм бесстолпный, с одним светлым помещением. При археологических раскопках у Смоленской церкви были найдены белокаменные основания южного, западного и северного крылец, уничтоженных в XIX веке. В настоящее время они полностью восстановлены архитектором Б. Д. Комаровым. Натурный обмер этого интересного памятника, круглого в плане, и изучение архивных источников позволили архитектору-реставратору сделать вывод о том, что автором проекта Смоленской церкви является знаменитый русский зодчий Д. В. Ухтомский.
Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова
Читайте далее: Монастырский некрополь