Троице-Сергиева лавра
Посадские ремёсла и промыслы
Вся экономическая жизнь посада в ХVIII да и в XIX веках в значительной степени продолжала оставаться в зависимости от монастыря. По-прежнему развивались ремесла, обслуживающие потребности монастыря. Большое распространение в посаде получил сбыт богомольцам съестных припасов, одежды и различных художественных изделий. Кроме того, ремесленники делали деревянную монастырскую посуду, братины, кресты и т. д. Значительная группа женщин была занята золотошвейным делом. Полотенца и платки, украшенные золотным шитьем, свидетельствуют о большом профессиональном мастерстве вышивальщиц. Издавна в монастыре и его окрестностях славились мастера искусной миниатюрной деревянной резьбы.
Фрагмент экспозиции Сергиево-Посадского музея
Большое распространение в посаде получила роспись по выжиганию, зародившаяся в конце XIX века. Но особенно Сергиев посад славился своей игрушкой, которую в больших количествах сбывали приезжим богомольцам. В XIX веке игрушечный промысел достиг большого развития, превратив Сергиев посад в один из центров русской игрушки. Знаменитая сергиевская игрушка экспонировалась на многих заграничных выставках.
В 40-х годах XIX века в Сергиевом посаде появляется фарфоровое производство, основанное К. Ф. Дельмазом, которое в 60-х годах перешло к Трегубовым. Вырабатывались на этих заводах фаянсовая посуда, детские игрушки, бытовые вещи и т. д.
В 70-х годах XIX века в Сергиевом посаде появляется шелкоткацкое производство. Фабричное производство в посаде было тесно связано с работой на дому. Однако оно не получило здесь большого развития.
В 1799 году из 620 домов в Троице-Срегиевом посаде было только три каменных, а остальные деревянные. Поэтому в посаде часто случались пожары. В 1746 году, например, сгорела половина поселений. После одного нз пожаров было решено начать перепланировку города. Однако предложенный в 1792 году генеральный план переустройства не был до конца осуществлен из-за сопротивления со стороны монастырских властей, в руках которых находилась значительная часть городской земли.
Только в XIX веке в Сергиевом посаде началась коренная перестройка, при которой частично осуществлялись и планы XVIII века. Главные улицы были выправлены н ориентированы по древним дорогам — Московской, Переславской, Дмитровской и Александровской. Образовались две главные площади — около монастыря и к югу от него в районе церкви Вознесения у Московского шоссе. Здесь располагались все административные и торговые здания посада.
При перестройке города монастырь сумел удержать в своем владении Красногорскую площадь, находившуюся перед воротами лавры. На площади стояли монастырские строения, которые использовали под гостиницы, трактиры или сдавали в аренду посадским торговцам. Долгие соды монастырь и посад вели тяжбу за эту площадь, но вплоть до Октябрьской революции она оставалась в ведеriam лавры.
Характерный облик дореволюционного города очень хорошо передан в известной серии литографий К. Ф. Юона п В. И. Соколова. Литографии рисуют этот провинциальный подмонастырский городок с его многочисленными лавочками и трактирами вдоль шоссе, со знаменитыми «блинными рядами», с двухэтажными каменными купеческими домами и деревянными домиками, где ютился городской ремесленный люд. По переписи 1917 года, в городе проживало 18842 человека. Территория его не превышала 400 десятин земли.
Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова
Дополнительная информация:
Деревянные игрушки Сергиевого посада и села Богородское (Из собрания Государственного Русского музея)
Читайте далее: Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий собор