Археологический клуб

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиев монастырь: секуляризация и образование посада

Конец XVII-начало XVIII века в России - время установления абсолютной самодержавной власти. Троице-Сергиев монастырь вновь оказался в центре политических событий. Как первоклассная подмосковная крепость, он был использован Петром I в 1682 и 1689 годах для борьбы с восставшими стрельцами. Во время стрелецкого мятежа 1682 года под предводительством князя Хованского малолетние цари Пётр и Иоанн нашли защиту за крепкими монастырскими стенами. Организовав в 1689 году заговор против Петра, царевна Софья — правительница государства — решила опереться в своей борьбе за власть на стрельцов. Юный Петр вновь бежал в монастырь. Сюда же пришли верные ему стрелецкие полки.
Сохранилось предание, что после подавления заговора в подвалах трапезной монастыря в присутствии Петра допрашивали начальника стрелецкого приказа Федора Шакловитого, который затем был казнен вместе с другими заговорщиками.

Однако, став единоличным монархом и проводя церкoвные реформы, Петр I не пощадил и монастырь, введя много ограничений, коснувшихся и Троицы. Так, было ограничено пострижение в монахи, в фонд государства были изъяты некоторые церковные земли. Монастырям вменялось в обязанность содержать на свой счет школы, богадельни, инвалидов войны, что вызывало протест со стороны духовенства.

Сам очень деятельный человек, Петр I осуждал ленный образ жизни части монахов. Он даже выпустил указ о тунеядстве монахов, где, в частности, говорилось, что «большая часть монахов — тунеядцы», что «большая часть бегут от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть». Примерно в это же время иностранец Иоганн Корб отмечал, что русские монахи после поста погружаются во всякого рода распутство, «более на гуляк, чем на монахов похожи»

Стремясь усилить экономическую мощь государства, Петр I использовал богатства монастырей на государственные нужды. По его указам из казны Троице-Сергиева монастыря за 9 лет было взято 159 470 рублей.

В период создания русского флота монастыри наравне со светскими землевладельцами были записаны в «кумпанства» для строительства кораблей. Сохранилась рукописная грамота 1698 года, по которой Троице-Сергиев монастырь был обязан построить для флота три корабля и три галеры со всем военным снаряжением.

Проводя ряд мероприятий, направленных на ослабление церковного влияния, Петр I в то же время нуждался в церкви как опоре при установлении абсолютистской власти. Именно поэтому, несмотря на некоторые ограничения, Троице-Сергиев монастырь получает и новые привилегии. Несмотря на все изъятия и неоднократно предпринимавшиеся попытки ограничить рост церковных богатств, во второй половине XVIII века монастырское землевладение достигло колоссальных размеров. Одновременно вырос и авторитет монахов монастыря, а архимандриты играли ведущие роли в политике государства.

Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра. Современный вид

По-прежнему первое место в ряду монастырей занимала Троица. По количеству принадлежавших ей в XVIII веке крестьян (106 000 душ) она была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов.

В 1744 году монастырю было присвоено почетное наименование лавры. В 1752 году Елизавета Петровна пожаловала ему грамоту, подтверждающую привилегии и права монастыря на земли.

Во второй половине XVIII века в монастырских вотчинах прокатилась волна восстаний и бунтов. В 1744 году крупное восстание случилось в Дмитровском уезде, в вотчинах приписанного к лавре Николо-Песношского монастыря. В 1756 году в Присецкойволости Бежецкого уезда восстало около 5 тысяч монастырских крестьян. Бунты возникали повсеместно, во владениях и других монастырей.

В 1764 году правительство издало специальный манифест о полной секуляризации церковных имений. Согласно указу, все церковные, в том числе и монастырские земли перешли в собственность государства, а крестьяне были переданы в ведомство коллегии экономии. Только от Троице-Сергиева монастыря государстиу отошло 214 000 десятин земли и свыше 106 000 душ крепостных. В возмещение этих потерь монастырю было положено от правительства большое ежегодное вознаграждение. Кроме того, на каждых сто монахов, оставленных "по штату", разрешалось иметь сто монастырских служителей. Однако монастыри были поставлены на грань полного разорения и прекращения своего существования.

Поставленный в новые условия Троице-Сергиев монастырь вынужден был искать новые источники доходов. Уже во второй половине XVIII века и особенно в следующем столетии он усиливает свою хозяйственно-предпринимательскую деятельность. Это значительно облегчилось, когда в правление Павла I монастырям вернули по 30 десятин земли. Основной доход монастырю после секуляризации стали приносить подмонастырские слободы, занимавшиеся ремесленничеством и предствлявшие собой прообраз будущих промышленных предприятий. Каждая слобода занималась каким-то одним видом ремесленничества и сбывала свои товары монастырю, получая взамен хлеб, денежное жалование, материалы и сырьё для производства. Монастырь же имел возможность продавать товары далеко за пределами места производства.

В XVII веке слободы имели ярко выраженный ремесленный характер. В каждой из них обычно жили мастера одной профессии, причем известны монастырские ремесленники самых разнообразных специальностей. Были слободы Иконная, Поварская, Тележная, Пушкарская и др. Подмонастырские слободы просуществовали вплоть до конца XVIII века. А в 1782 году правительственным указом из подмонастырских сел и слобод был образован посад, получивший свое городское управление, называемое ратушей. Непахотным жителям было предложено записаться в купцы или мещане. В результате в 1799 году в посаде было 506 купцов, 530 мещан, 42 цеховых и 562 разночинца. Эти цифры свидетельствуют о довольно мощной прослойке ремесленников и торгового люда, обеспечивавшего монастырское производство и торговлю.


Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова



Читайте далее: Посадские ремёсла и промыслы



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраТроице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках Троице-Сергиев монастырь в XVI веке Троице-Сергиев монастырь: Смутное время и осада 1608-1610 годовТроице-Сергиев монастырь: секуляризация и образование посадаПосадские ремёсла и промыслыАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий соборАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковьАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Крепостные стены и башниАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Успенcкий собор, Больничные палаты, Предтеченский корпусАрхитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройкиМонастырский некрополь Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник
Изборск и Печоры
Картины по русской истории
Артефакты и теории
Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов


Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика