Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках
Троице-Сергиев монастырь был основан в 40-е годы XIV века сыном разорившегося ростовского боярина Варфоломеем, получившим после пострижения в монахи имя Сергия. Сергий Радонежский стал одним из наиболее почитаемых на русской земле святых, а основанный им монастырь вошёл в русскую историю как наиболее значимый и важный центр духовной и политической жизни.
Монастырь расположился на горе Маковец, с двух сторон защищенной оврагами, образованными речками Кончурой и Вондюгой. Это место находилось недалеко от Радонежа (ныне село Городок). Основание монастыря связано с периодом борьбы великокняжеской Москвы против феодальной раздробленности Руси и борьбы русского народа с татаро-монгольским игом. В то время Москва, ставшая инициатором объединения русских земель, искала опоры у церкви. Поэтому, в частности, всячески поддерживалось строительство монастырей, способствовавших освоению новых земель и проведению московской политики в Северо-Восточной Руси.
С самого начала своего существования Троице-Сергиев монастырь принял активное участие в политической жизни Москвы. Сергий Радонежский ездил в Ростов и Нижний Новгород для улаживания конфликтов между великим князем и суздальско-нижегородскими князьями, мирил с Москвой рязанского князя Олега.
Введение общежитийного устава в монастыре превратило его в учреждение, подчиненное единой дисциплине. Согласно принятому уставу, все имущество монастыря стало общим, и монастырская братия принимала участие в повседневных монастырских делах. Это давало возможность использовать церковь как единую политическую силу и способствовало повышению активизации монастыря в проведении московской политики.
Накануне Куликовской битвы 1380 года, победа русских в которой положила начало освобождению народа от татаро-монгольского ига, в Троице-Сергиев монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович. Чтобы еще больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха-Пересвет и Ослябя. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. Именно об этих событиях рассказывают копии с древних миниатюр и современные нам рисунки. Куликовская битва, закончившаяся блестящей победой русского народа, развеяла господствовавшее ранее представление о непобедимости татар, но набеги врагов продолжались.
В 1408 году татарский хан Едигей сжег монастырь. Только в 1411 году его отстроили вновь.
В процессе становления Русского государства и расширения экономического влияния Москвы немалую роль играла и русская церковь. Троицкий монастырь был активным ее представителем. Только по инициативе Троице-Сергиева монастыря в XIV веке в различных областях Северо-Восточной Руси появилось более 30 монастырей, которые, в свою очередь, стали новыми очагами колонизации и распространения московской политики. Часто монастырская колонизация сопровождалась захватом ранее освоенных крестьянами земель. Это приводило к междуусобицам, о которых можно судить по некоторым летописям.
Первые привилегии были получены монастырем от Дмитрия Донского. Тогда в Московском Кремле было выделено место для монастырского двора и монастырю было дано право взимать пошлину с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Известна жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Федоровичем Морозовым, на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы монастырь получил право наловлюрыбы в озерах Смехро и Боровское в Стародубенском княжестве. Все это послужило основой создания хозяйства монастыря.
В последующем столетии владения Троицкого монастыря растут с невероятной быстротой, что происходит не только за счет государственных и частных пожалований. Монастырь и сам вел активные действия по присоединению земель, как приобретая участки, так и проводя операции по захвату общинных земель.
Одним из распространённых видов вкладов были вклады "по душе" и за право быть погребенным в стенах монастыря. Свидетельством этого является, в частности, белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном III в 1486 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Ромазовского на реке Наре, Боровского уезда.
Некоторые представители троицкого духовенства участвовали на стороне врагов великого князя во время феодальной войны в середине XV века, известной под названием «шемякиной смуты». Эта война разразилась между великокняжеской властью и удельными князьями, поддержанными боярами. Троице-Сергиев монастырь поддерживал политических противников великого князя — щедрых вкладчиков в монастырь. Копии с древних миниатюр и современный нам рисунок рассказывают о захвате Василия II в монастыре сторонником Дмитрия Шемяки — князем Иваном Можайским. Однако, вернув престол, Василий II продолжал давать большие вклады в монастырь, стараясь заручиться с его влиятельной поддержкой.
Владения монастыря, отмеченные на картах того времени, свидетельствуют о том, что уже в XV веке монастырские земли выходили далеко за пределы Радонежского уезда, на территории которого находился монастырь. Ему принадлежали пахотные земли, пустоши, крестьянские дворы с огородами, заливные луга, соляные варницы, бобровые гоны (места, где ловили бобров), рыбные промыслы. В Троицко-Сергиевском музее представлена копия с миниатюры XVI века, изображающая работу крестьян на соляных варницах. Соль добывалась и обрабатывалась самыми примитивными способами, непосредственно контактировавшие с солью добытчики получали тяжёлые травмы и рано становились инвалидами. Однако соляные промыслы были одними из самых выгодных производств того времени.
Троице-Сергиева лавра. Современный вид
К концу XV века Троицкий монастырь представлял собой уже сложившийся и довольно крупный архитектурный комплекс. Монастырь занимал юго-западный угол позднее построенной крепости. На его территории располагались Троицкий собор, сооружённый в 1422-1423 годах на средства князя галицкого и звенигородского Юрия - сына Дмитрия Донского; построенные в 1469 году и не сохранившиеся трапезная и поварня. Создателем последних был талантливый московский зодчий Василий Ермолин. В 1476-1477 годах была построена Духовская церковь. В комплекс монастырских построек входили не только храмы, жилые и подсобные дома, но и многочисленные хозяйственные объекты, в частности конюшенный двор, житница, кузня. На территории монастыря также были разбиты сад и огороды. До середины XVI века монастырь огораживала деревянная стена, оборонное значение которой было невелико.
Троице-Сергиев монастырь в XV веке стал своего рода культурной столицей, местом работы выдающихся художников, писателей, философов, зодчих и мастеров прикладного искусства. В монастыре работала и книжная мастерская по переписке книг. В начале XV века в монастыре жил и работал выдающийся писатель Древней Руси Епифаний Премудрый. Его изображения сохранились на миниатюрах XVI века и на иконе "Сергий с учениками" XVII столетия. В середине XV века в монастыре жил и Пахомий Логофет, известный писатель, серб по происхождению. В 20-е годы XV века выдающиеся русские художники Андрей Рублёв и Даниил Чёрный украсили своими фресками и иконами Троицкий собор. Работал в монастыре известный резчик и ювелир Амвросий. И это только сохранившиеся имена. Нет сомнений, что Троице-Сергиев монастырь являлся своего рода истоком культурного и художественного прогресса, постепенно распространявшегося на русские княжества в эпоху закладки основ будущей империи.
Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова
Читайте далее: Троице-Сергиев монастырь в XVI веке