Троице-Сергиева лавра
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Успенский собор, Больничные палаты, Предтеченский корпус
Успенский собор
В 1559-1585 годах на центральной площади монастыря был воздвигнут грандиозный Успенский собор, отличающийся простотой и строгостью форм. По характеру он близок Успенскому собору московского Кремля XV века.
В отличие от более ранних сооружений Троицкого монастыря Успенский собор пятиглавый, пятиапсидный. Внутри в нем шесть опорных столбов. Спаружи северный и южный фасады имеют шесть сильно выступающих пилонов и выложенный из кирпича аркатурный пояс.
Троице-Сергиева лавра. Успенский собор
В XVIII и XIX веках Успенский собор, как и другие памятники лавры, был подвергнут значитоельным перестройкам. Позакомарпое покрытие заменили четырехскатной кровлей, для чего надстроили барабан центрального купола. К западной стене еще в XVI веке была пристроена паперть, позднее разобранная, а в XIX веко у всех трех порталов собора сделали крыльца, сохранившиеся до наших дней. Под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент сооружения.
У северо-западного угла собора находится усыпальница Годуновых. Это — небольшое помещение с четырехскатной кровлей. В его восточную стену вмурованы четыре надгробные плиты XVII века с именами захороненных здесь царя Бориса Годунова, его сына Федора, жены Марии и дочери Ксении.
В 1684 году большая группа художников троицких п ярославских «кормовых иконописцев» во главе с ярославским мастером Дмитрием Григорьевым расписала собор фресками. Основные сюжеты росписи были посвящены Богоматери, а также русским историческим деятелям, которые после смерти были приписаны к лику святых. Тематическая роспись стен тесно связана с декоративным «ковром» фресок стен и столбов храма, выполненных в холодных, но ярких тонах, гармонирующих с грандиозным внутренним пространством собора.
Иконы в иконостасе Успепского собора относятся к XVII — XVIII векам. Изображения евангелистов на царских вратах (1685 год) - работа «царского изографа» Симона Ушакова. Два превосходных медных паникадила с искусным литьем и чеканкой, выполненные мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, были вложены в Троицкий монастырь царским стольником Яновым. В северо-западном углу собора находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Владимировны Старицкой и ее дочери Евдокии.
С целью изучения собора архитектор Ф. Комаров в 1946 году произвел его обмер, и начались архивные изыскания. Еще до этого, в 1939-1940 годах, художники-реставраторы И. А. Баранов и И. И. Суслов определили состояние сохранности и частично промыли фресковую живопись XVII века.
Больничные палаты с церковью Зосима и Савватия
Из каменных зданий гражданского типа, построенных в монастыре в ХVII веке, первыми появились одноэтажные Больничные палаты с шатровои церковью Зосимы и Савватия Соловецких. Они сооружены на средства келаря А. Булатникова. Во второй половине XVII века достроили северное крыло палат, а над западным зданием сделан второй этаж.
Троице-Сергиева лавра. Больничные палаты с церковью Зосима и Савватия
В 1745 году всю западную линию келий, в том числе и Больничные палаты, перестроили «по ранжиру» (в одну линию), древние окна и двери растесали, а по фасаду замышляли устроить галерею на каменных столбах. Древняя церковь оказалась застроенной со всех сторон двухэтажными кельями, которые в 1859 году подняли еще на один этаж.
Восстановление древних Больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия явилось классическим образцом сложнейшей реставрации целого архитектурного комплекса. Капитальная реставрация всего этого комплекса началась в 1938 году. Предварительно были изучены историческbе источники, проведены архитектурные дренажи. Разнообразная по научным методам реставрация сочеталась с большими инженерными работами по укреплению всех конструкций этого сложного комлпекса. Проводил реставрацию архитектор И.В.Трофимов. По мере разборки новых наслоений вскрывались всё новые и новые детали древнего сооружения, которое к концу реставрации приобрело интересный облик.
Двухэтажные Больничные палаты с шатровой церковью, стоящей на первом этаже палат, представляют собой живописный комплекс. Шатер церкви украшен зелеными глазурованными изразцами с розетками, орлами и стреляющими воинами. Апсиды, как и у Духовской церкви, имеют каменные рогообразные украшения.
Больничные палаты являются одним из немногих памятников гражданского зодчества первой половины XVII века, сохранившихся до наших дней.
Предтеченский корпус (Братские кельи)
В 40-х годах XVII века вдоль восточной крепостной стены лавры были сооружены братские кельи, примыкавшие с северной стороны к надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи. Как и все другие жилые и культовые сооружения, в XVIII — XIX веках кельи неоднократно перестраивали, пока не изменили до неузнаваемости. Лишь в 1962 году их восстановили в прежнем виде.
Троице-Сергиева лавра. Предтеченский корпус
Вообще кельи двухэтажные, но с южной стороны на склоне холма они имеют три этажа. План этого жилого здания чрезвычайно прост и четок. К довольно обширной жилой комнате примыкают узкие сенцы, из которых дверь выходит на наружное деревянное крыльцо, ведущее на второй этаж. С восточной стороны к кельям п сенцам примыкают просторные и светлые рабочие комнаты, где трудились серебряник, переписчик книг и, по-видимому, еще другие мастера. Вся эта древняя конструкция здания выявлена в процессе реставрационных работ под руководством архитектора В. И. Балдина.
Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова
Читайте далее: Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Чертоги, Трапезная, Колокольня и другие постройки