Археологический клуб
Кесария Филиппова или Паниас

Кесария Филиппова или Баниас/Паниас

Результаты раскопок. Августеум и святилище Пана

Светлана Тарханова, кандидат искусствоведения

Гора Ермон представляет собой крутой склон, который спускается в сторону Паниаса. Со склона стекают источники. На высоте около 10 м над ними естественными уступами и ущельями образована терраса примерно 20-ти метровой ширины и 80-ти м длины. Рельеф этого выступа определяет основные особенности обширного теменоса, который занимает площадь в 4 тыс. кв. м. Для подъема на теменос была построена лестница. Считается, что он весь был посвящен Пану, хотя на нем располагались святилища, посвященные не только Пану, но Августу, различным нимфам, Зевсу Гелиополитанскому, Немесиде, священным и танцующим козлам.

Августеум

Западный источник находился в гроте (ширина 26-30 м, высота 17 м), который расположен в нижнем восточном углу склона. Вероятно, в древности эта пещера была заполнена грунтовыми водами (насколько можно судить по следам воды на стенах). Иосиф Флавий, вероятно, имел в виду ее, когда писал о пещере на высокой скале, с трещиной, заполненной водой. [War. I. 405.] Возможно, что именно в этой пещере с озером происходило чудо с погружением жертвы, описанное Евсевием.

Иосиф сообщает также о том, что в 19 г. до н.э. Ирод воздвиг в Паниасе храм Августу из белого мрамора. [War. I. 404; Antiq. XV, 363.] Остатки этого сооружения были локализованы под упавшими камнями, заблокировавшими вход в пещеру. От святилища остались две параллельные стены на расстоянии 10.5 м друг от друга, перпендикулярно скале. Фундамент из крупных булыжников опирался на небольшую подземную арочную камеру. Западная стена (длина 18 м, толщина 2 м) сохранилась до высоты 4 м. Она построена из булыжника на цементе (заливка между двумя слоями камня) в технике opus quadratum. Внутренние стороны стен состояли из прямоугольных квадров известняка с мраморной облицовкой, насколько можно судить по сохранившимся следам. Полукруглые и квадратные ниши чередуются в шахматном порядке по всей длине стены. Наиболее близкая ко входу ниша крупнее всех остальных. Вероятно, все они предназначались для статуй богов. Восточная стена сохранилась хуже, но и на ней заметны следы прямоугольных ниш. Ниши часто встречались в восточно-эллинистической архитектуре Иордана, Сирии и Ливана. Они украшали, например, внешние стены храма Зевса в Герасе, фасады южно-сирийских святилищ I-II вв. (Слем, Мисмийех и т.д.). Чередование прямоугольных и полукруглых ниш характерно для римской архитектуры Баальбека (святилище Вакха, театр). Техника opus quadratum и opus reticulatum редко использовались в Палестине и прослеживаются в основном в архитектуре Ирода Великого.

Фасад святилища пока не раскрыт. Тем не менее, монеты эпохи Филиппа изображают тетрастильный фасад Августеума с классическим треугольным фронтоном. Фасад был поднят на высокий подиум, украшенный ионическими капителями. Три скульптурных фрагмента карниза, в стиле, характерном для Баальбека, были обнаружены при входе в грот (соответственно, должна была быть реставрация во II в. н.э.). Скорее всего, задней стенки в храме не было, и адитоном являлся сам грот. Эта особенность напоминает проект Августа в Риме, когда он построил храм Ромула и Рема на Палатине в Риме. Адитоном этого святилища являлся грот Луперкаль (Луперкалии - древнеримский языческий фестиваль, связанный с пастушеским культом). [Dionysos of Halicarnasos. Rom. Antiq. I. 79-80] По археологическим данным, Августеум был разрушен только в начале VI в.

Святилище Пана

В последующие века было построено также святилище Пана. С восточной стороны Августеума пристроили небольшой открытый алтарь (ширина 18 м), поставленный на естественный выступ горной породы. В скале, к которой он примыкает, находилось еще несколько ниш и пещера (прямоугольной формы, 3.1х2.8м, со сводчатым потолком). Ее стены были облицованы мраморными панелями, а в глубине находилась ниша с полукупольным завершением, наподобие апсиды. На монетах 222 г. сохранилось изображение этой ниши со статуей Пана, играющего на свирели трем козлам (эта монеты может изображать также святилище танцующих козлов, где тоже есть ниша).

Непосредственно над искусственной пещерой располагалась ниша с канеллироваными пилястрами и конхой внутри арочки. У основания сохранилась греческая надпись, помещенная в tabula ansata: «Священник Виктор, сын Лисимаха, посвятил эту богиню богу Пану (Диопану), любовнику Эхо». В шести метрах к востоку расположена другая ниша с аналогичным оформлением. Ее фланкируют две надписи в tabula ansata: «Пану и его нимфам Виктор со своими детьми посвятил скульптурный портрет Гермеса, сына Майи, сына Зевса, воздав ему молитву, в год 150» (по летоисчислению Панеаса, от основания города Филиппом в 1-2 гг. – год 148-149). Высоко над нишей и правее нее сохранились остатки круглой полуколонны на квадратной базе. Под базой можно различить надпись на латинском: «PANE/Z(…)». Колонна напоминает финикийские бет-эли (masseba, или «стоящий камень»), которые были во множестве распространены в северной Палестине. Третья ниша, украшенная более оригинально, располагалась еще выше. Она также опирается на квадратный пьедестал, а полукупольное завершение украшено ромбовидным узором, несколько напоминающим кладку opus reticulatum. Внутри ниши заметны следы от низкого пьедестала для статуи (приблизительно I в.).

Само святилище было открытым и состояло из трех стен «П»-образной формы. Изображения на монетах помогают реконструировать общий вид этого святилища: оно было окружено колоннадой. Такой тип архитектурного оформления напоминают святилища, посвященные водным источникам в Загуане в Тунисе, Летун (Letoon) Нимфеон в Ксанфосе в Ликии, нимфеон Локри в южной Италии (Museo Nazionale della Magna Graecia di Reggio Calabria, эллинистический период), храм Августа в Ниме (Nemausis, Франция, эпоха Августа).

В центре святилища Пана в Паниасе находилось священное дерево. Деревья, как кажется, были важными сакральными объектами Паниаса, так как в мифологии, связанной с Паном, они часто становились обиталищем нимф. На одной из монет П. III в. изображается женщина (Мешорер, Майя или Пинис), появляющаяся из ствола дерева. Виллиам Томпсон [Thompson W. 1911. P. 596.], путешествовавший по Палестине в конце XIX в., оставил свидетельство о том, что рядом с П. местные жители почитали старые дубы. По поверьям, они были населены духами, называвшимися «Дочерьми Иакова». В 1930 г. культ «Неби Йехуда», связанный с поклонением священному дереву, все еще существовал в Паниасе.

Ничего из всего этого прекрасного архитектурного оформления теменоса Пана и нимф не сохранилось, кроме пьедесталов от колонн и статуй, на одном из которых можно различить латинскую надпись: «Pro salute M(arci) Aur(elii) Antonini Aug(usti) Aur(elii) Ant(onini) Aug(usti) F(ilii)». Согласно мнению Б. Исаака, надпись может относиться ко времени Комода или Элагабала (218-222 гг.) или Марка Аврелия (161-180 гг.).

Читайте далее: Святилище Зевса, двор Немезиды, храм Пана




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасГреко-римский период. Язычество и иудаизмРаввинистическая литератураХристианствоСкульптура Христа и «Бериники-Марусы»Арабский период и крестоносцыИстория исследованияАвгустеум и святилище ПанаСвятилище Зевса, двор Немезиды, храм ПанаДворец Ирода
Античные коллекции
Люди и легенды
Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры