Археологический клуб
Кесария Филиппова или Паниас

Кесария Филиппова или Баниас/Паниас

История. Скульптура Христа и «Бериники-Марусы».

Светлана Тарханова, кандидат искусствоведения

Самой важной для истории христианского Паниаса явилась скульптура Христа и исцеленной Им от кровотечения женщины. Чудо произошло в Капернауме (Мт. 9:20, Мк. 5:25-34, Лк. 8:43-48), но сама женщина была родом из Кесарии Филипповой. В многочисленных христианских источниках, как ранних, так и поздних, скопилось большое число упоминаний и описаний, которые подчас противоречат друг другу, но имеют несомненную опору в исторической реальности.

Одно из самых ранних упоминаний принадлежит Евсевию. Скульптура, которую он видел, представляла собой изображение коленопреклоненной женщины, которая протягивала руки к фигуре Христа. [HE. VII. 18. 1-3.] Маоз предполагает, что это могла быть изначально языческая статуя Исиды и Сераписа. По гипотезе Вилсона это была статуя Асклепия и его дочери Паникеи [Библиография по скульптуре: Leclercq, DACL 6.2, s.v. ‘Hemorroisse’, Col. 2203, Note 1.] или императора Адриана с аллегорическим изображением провинции в виде женщины, или даже Береники, правительнице округа Паниас. Последнее предположение основано на том, что в поздних христианских рассказах особое внимание уделялось личности исцеленной женщины, в результате чего она даже обрела конкретное имя – Береника, или Вероника [Macarius Magnes.], вероятно, в честь сестры Ирода Агриппы II Береники, любовницы Тита и правительницы данного округа (гора рядом с Тиберией названа в ее честь). Иоанн Малала пишет, что некая богатая женщина по имени Вероника обратилась к Ироду II, сыну Филиппа за разрешением поставить статую Христа в честь чуда, которое в ней произошло. Правитель ответил одобрительно и даже пожелал, чтобы статуя была как можно более роскошной. [Malalas. 10.12. 237-239. Jeffreys, Scott. 1986. P. 126-127. ]

Есть также предположение о том, что статуя была посвящена Аполлонию Тианскому, который действовал в округе Паниаса. Более того, в его житии есть эпизод исцеления молодой женщины. [Beausobre. 1727. P. 83-86.] Но известные параллели подобных изображений и их редкость заставляют усомниться в столь прямых аналогиях. К тому же, до IV в. едва ли было возможно использование христианами греко-римских статуй в городе, священном для язычников.

В Ватикане сохранился саркофаг, который изначально происходил из храма св. Петра [Был обнаружен в храме св. Петра в 1591 г., перенесен в Латеранский собор. Museum number 174. Von Matt. 1961. P. XV. ], на котором среди нескольких евангельских сцен встречается также сцена исцеления женщины Христом. Их жесты полностью соответствуют евангельскому тексту: Христос повернут к женщине спиной, в то время, когда она прикасается к его одежде и получает исцеление. Фигуры изображены на фоне архитектурных строений. Среди них исследователи различают три базилики и дом исцеленной женщины. Если архитектурный фон действительно соответствовал реальности, то среди этих строений могли быть изображены как христианские храмы, так и языческие святилища, по-прежнему наполнявшие город Паниас.

Вероятно, существовала некоторая связь этой скульптурной группы с культом Асклепия, так как вокруг статуи, по описанию Евсевия, Филосторгия (V в., ссылку см. далее) и Георгия Кедрина (Georgius Cedrenos, XI в.) [Georgius Cedrenos. Comp. Hist., cols. 581-582], росла особенная целебная трава, которая помогала от болезней всех родов. По сообщению Филосторгия, во время раскопок вокруг статуи, эта трава была вырвана с корнем.

Арианский историк Филосторгий в Церковной истории (оригинальное произведение – 425-433 гг., но сохранился лишь пересказ Фотия) пишет, что статуя стояла рядом с фонтаном среди других городских статуй, значения которых уже никто не понимал, по причине их древности. Значительная часть статуи Христа из-за долгого нахождения под открытым небом оказалась под землей, нанесенной во время дождей. Филосторгий пишет, что были проведены небольшие раскопки, раскрывшие пьедестал статуи. [Philostorgius. HE. 7.3. Walford. 1855. P. 475. ] В его описании есть несоответствие с описанием Евсевия: Филосторгий пишет о надписи на статуе, где пересказывалась история исцеления кровоточивой, но он ни слова не говорит о скульптурной фигуре самой женщины. Вполне вероятно, что она к тому времени уже была утрачена. [Другая библиография по статуе – Leclercq. DACL. 13.1, s.v. “Paneas”, Cols. 1014-15]

По замечанию Вилсона, Филосторгий в начале своего описания говорит о реальности гораздо более раннего периода, чем начала V в. Скорее всего, статуя была расчищена в начале IV в., когда она стала объектом поклонения. Именно Евсевий видел куст целебной травы, который поднимался по статуе к бронзовым часам. Во времена Филосторгия статуя занимала место в одном из христианских храмов Паниаса, что известно нам по его описанию и упоминанию Созомена (445 г.). [Sozomen. HE. 5.21.] Филосторгий пишет, что статуя находилась в «той части церкви, которая предназначалась для диаконов» – то есть, скорее всего, в диаконнике. В найденной базилике, идентифицируемой предположительно как храм, есть диаконник. Но в нем незаметно никаких особенных устройств – как то несколько входов или пьедестал для скульптуры, которая привлекала множество паломников в ранневизантийский период и делавшей город Паниас одним из Святых мест Палестины. Однако, аналогичное расположение святыни встречается в Храме Гроба Господня: жертвенник базилики, скорее всего, был на месте Голгофы.

По сообщению Филосторгия и Созомена, при Юлиане Отступнике статуя была разрушена, но затем снова восстановлена. Их версии несколько отличаются друг от друга. Филосторгий пишет, что язычники, видя, какую славу имеет скульптура среди христиан, обвязали ее веревками и протащили по улицам, а потом раскололи ее на куски [Эта история близко напоминает эпизод из жития Порфирия Газского, в котором повествуется о разрушении статуи Афродиты христианскими жителями Газы (конец IV - нач. V в.).]. Христиане тайно сохранили осколок головы статуи; именно его видел Филосторгий. [Philostorgius. HE. 7.3. Walford. 1855. P. 476. ]

Созомен же утверждает, что скульптура Христа была разрушена по личному приказу Юлиана, который повелел поставить на ее месте свой собственный скульптурный портрет, но ее опалил огонь из ада, после чего она раскололась на куски и упала лицом в землю. Это описание напоминает печальную историю восстановления Иерусалимского храма иудеями, также при Юлиане, которое было прервано огнем, вырвавшимся из-под земли. [Созомен. Церковная история.] Вполне возможно, что это имело реальную историческую основу, так как в последний год правления Юлиана (19 мая 363 г.) [В письме, приписываемой Кириллу Иерусалимскому, упоминается, что была разрушена треть города П. Harvard Syriac 99. Russell. 1980. Brock. 1977. 267-286.] и за несколько недель до его собственной гибели в Иордании и Палестине случилось сильное землетрясение. Следы разрушений от него археологи Израиля постоянно обнаруживают в постройках самого разного рода.

По сведениям источника VIII-IX вв. Parastaseis Syntomoi Chronikai (известно по версии XI в., но включает более ранние источники) Юлиан посещал Паниас, где он видел статую и целебную траву, растущую вокруг нее. Когда он узнал, что чудесные исцеления, в том числе, исцеление слепорожденного, были приписаны силе Христа, Юлиан приказал уничтожить траву огнем, после чего поставил на месте статуи Христа и «Вероники» статую Зевса и Афродиты. На пьедестале он повелел сделать надпись: «Божественному и Всевидящему Зевсу. Подарен в качестве дара Панеасу Юлианом». Также в этом источнике упоминается о гибели епископа Мартирия, который оказывал жесткое сопротивление воле императора. Он был сожжен рядом с храмом в качестве жертвы богам. [Preger. 1901. 1975. P. 53-54. Cameron and Herrin. 1984. Mango. 1959. P. 109.] История близко напоминает житие мученика Маркелла Апамейского (разрушение святилища Юпитера) или Георгия Александрийского (арианин, разрушение Серапиона).

Если сведения о мученичестве Мартирия и установлении новой скульптуры могут быть легендарными, то определенное внимание или даже посещение Паниаса Юлианом, скорее всего, реальный исторический факт. Он подтверждается находкой колонны с надписью на латинском языке в 8 км от Паниаса, рядом с кибуцем Маайон Барух, где Юлиан упоминался как победитель варваров и реставратор святилища Зевса в Паниасе. [Negev. 1969. P. 173. Bowersock. 1978. P. 123-124. Надпись сейчас находится рядом со входом в археологический музей Дана (Ussiskin Museum).]

Астериус Амасийский (Asterius of Amaseia, 380-390 гг.) пишет, что статуя Христа, хотя и стояла в Паниасе, была уничтожена императором Максимианом. [WCrafer. 1919. P. 31.]

В Паниасе археологами была найдена голова мраморной статуи, похожей на Асклепия или Зевса, однако, ее с большим трудом можно идентифицировать как статую Христа, так как, по описанию Евсевия, она была сделана из бронзы [Eusebius. HE. 6.18.], а по описанию Иоанна Малалы и Феодосия из электра (сплав золота с серебром), что, конечно, делало ее особенно уязвимой в периоды как религиозной, так и политической нестабильности в регионе. С другой стороны, если бы статуя была из металла, ее бы не стали разбивать на куски, как это описано у Филосторгия, а просто переплавили бы. Таким образом, материал скульптуры остается неизвестным, так же не идентифицирована найденная мраморная голова мужской статуи.

Последнее упоминание о статуе относится к началу VI в. Топограф Феодосий (518-530 гг.) утверждал, что видел статую и Христа, и женщины, которую он называет Марусой. [Bernard. PPTS. 2. P. 8. ] Иоанн Малала (565 г.) описал свое посещение Паниаса и беседу с обращенным в христианство евреем по имени Бассус, который нашел в городе книгу царей иудейских с историей о статуе Христа и женщины. [Jeffreys, Jeffreys and Scott. 1986. P. 126-127. ] Сообщение XI в., принадлежащее Георгию Кедрину, едва ли можно считать основанным на его собственных впечатлениях.

В довольно позднем источнике «Жизнь Константина» (IX-X вв.) [Guidi M. Un Bios di Constantino. Rome. 1908. ] сохранилось упоминание о камне, который был помечен крестом в память о том, что на его месте Христос исцелил кровоточивую женщину. Монах Епифаний (750-800 гг.) пишет, что он был найден между Капернаумом и Беер Шевой Галилейской («Семь колодцев»). Утверждение автора «Жизни Константина» о том, что царица Елена построила на месте найденного камня храм, кажется легендарным преувеличением масштаба императорского внимания к северной Палестине. [Клименс Копп назвал ее «церковью воображения», Kopp C. 1963. ]

Остается добавить, что не все авторы связывали историю исцеления кровоточивой женщины с Паниасом. Макарий Магнес (400 г.) пишет, что она была никем иным как Береникой, сестрой Ирода Агриппы II, правительницей «великого города Эдессы», где праздник в память чуда исцеления кровоточивой женщины праздновался и в его дни. Упоминает он и статую, но, правда, не называет ее точного местоположения (скорее всего, та же Эдесса). [Macarius. Apocriticus. – цитируется в Nicephorus, Patriarch of Constantinople, Antirrhetica, Photius. Bibl. Cod. 271 (Migne PG 104: 223-224).]

Некоторые паломники, побывавшие в Галилее и Кесарии Филипповой, вовсе не упоминают статую, как, например, Иероним [Migne. PL. 25.258.], Антонин Мученик (560-570) [Stewart. PPTS. 2. P. 35. P. 6], Кирилл Скифопольский в жизнеописании св. Саввы Освященного. [Life of Sabas. 108. Prie. 1991. ]

Читайте далее: Арабский период и крестоносцы




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасГреко-римский период. Язычество и иудаизмРаввинистическая литератураХристианствоСкульптура Христа и «Бериники-Марусы»Арабский период и крестоносцыИстория исследованияАвгустеум и святилище ПанаСвятилище Зевса, двор Немезиды, храм ПанаДворец Ирода
Античные коллекции
Люди и легенды
Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры