Археологический клуб
Кесария Филиппова или Паниас

Кесария Филиппова или Баниас/Паниас

Результаты раскопок. Дворец Ирода.

Светлана Тарханова, кандидат искусствоведения

На запад от святилища Пана естественная терраса была расширена для строительства крупного здания, которое идентифицировали как дворец Ирода. В нем была применена техника итальянского происхождения opus reticulatum. Она встречается в Палестине только в двух других случаях: дворец Ирода в Иерихоне и гробница в Иерусалиме. В Паниасе под дворцом находилась подземная камера с низким арочным сводом. Над ним были построены основные дворцовые помещения. Нетцер предположил, что они были перекрыты параллельными арками, постепенно поднимающимися кверху. Вероятно, они поддерживали лестничный подъем. Аналогичные постройки встречаются в Пренесте (Praeneste) в Италии, в Иродиуме в Иудее, на Храмовой горе в Иерусалиме (арка Робинсона).

Одна часть террасы, за стеной opus reticulatum, была занята большим залом (16х12 м). От него практически ничего не осталось, но по небольшим остаткам можно восстановить каменную облицовку полов и мраморную стен. С западной стороны к этому залу примыкал небольшой и типично иродианский бассейн с оштукатуренными стенками. Маоз утверждает, что в Кесарии Филипповой, так же как и в Иерихоне и Иерусалиме, работали итальянские мастера, предоставленные Ироду Марком Агриппой. Но, на мой взгляд, в архитектуре дворца Ирода отразились многие характерные черты и известные приемы птолемеевской и парфянской архитектуры, которые были в этот же период популярны и в Италии (Помпеи). Поэтому зодчие не обязательно должны были быть итальянцами – они вполне могли быть и ближневосточного происхождения.

В жилой части города археолог В. Тсаферис открыл два центра: «площадь В» (на восток от современной мечети) и «площадь C» (внутри средневекового форта). На «площади В» самой интересной находкой стала базиликальная постройка с апсидой, ориентированной на восток, с тремя нефами в интерьере и мозаичными полами. Она была построена над зданиями римской эпохи, с включением сполий. Особенно привлекают внимание крупные известняковые блоки с обработкой, характерной для эпохи Ирода. Рядом с базиликой обнаружены коринфские и дорические капители с аттическими базами, но они могли принадлежать и другим городским постройкам. Археологи предполагают, что базилика могла служить христианским храмом, но полной уверенности в этом нет. Вилсон, однако, пишет об этом здании как о храме и предполагает, что почитаемая статуя Христа находилась именно в нем.

На «площади С» сохранились остатки арочного здания (75 м длина, 9 м ширина), вытянутого вдоль оси север-юг. Его план состоял из 12 параллельных арок (7.6х3.8х4.7м, высота от пола – 6.6м), которые делили интерьер на компартименты. С западной стороны к нему вплотную примыкало еще одно помещение, состоявшее из комнаток и апсид, под которыми были устроены подземные коридоры и система проточной воды. Здание было встроено в промежуток между двумя улицами, уровень которых постепенно повышался. По мнению В. Тсафериса, это был склад римского периода (horreum). Но, по мнению Овадиа, это здание могло являться криптопортиком, частью обширного комплекса Асклепиона. Он играл терапевтическую роль, где применялись методы психосоматического лечения с инкубацией.

Здесь, как в знаменитом центре Асклепия в Епидавре и в других многочисленных Асклепионах по всей Империи (Пергам в Италии, Дор в северной Палестине), больные могли получать советы для исцеления во время сна (помещение для сна называлось абатон). Витрувий давал советы архитектором строить Асклепионы в чистых, «здоровых» местах, рядом с горами, лесами, источниками. О том же писал и Плутарх. Паниас по своей природе вполне отвечает подобным требованиям. К тому же, неслучайными кажутся указания историков на целебную траву, росшую вокруг статуи Христа, и случаи исцелений. Сохранилось также большое число урбанистических и сельскохозяйственных построек, гробницы, а также следы построек эпохи крестоносцев, в частности, крепость Нимрод.

Выводы по святилищам

Таким образом, архитектура святилищ и религиозные культы Паниаса представляют собой эклектичный набор стилей и традиций: Августеум был построен в сиро-финикийском стиле (Баальбек) и объединял культ Пана и культ Августа, который сам построил в Риме святилище, посвященное пастушеским празднествам; храм Зевса больше соотносился с южносирийской архитектурой, хотя и был посвящен Гелиопольскому богу; захоронения священных козлов заставляют вспомнить египетские традиции захоронений священных животных (павианов, ибисов, крокодилов). Архитектура открытых алтарей-теменосов соотносится с малоазийскими и италийскими прототипами. Все постройки возникали последовательно с I в. до н.э. до начала III в. н.э., прирастая к своим предшественникам с восточной стороны. В течение этих веков культ Пана развивался и усложнялся, сопровождался оракулами вод и снов. Он продолжал существовать даже до начала VII в., когда после персидского нашествия были разрушены не только святилища, но и многие храмы и синагоги в Палестинском регионе.




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасГреко-римский период. Язычество и иудаизмРаввинистическая литератураХристианствоСкульптура Христа и «Бериники-Марусы»Арабский период и крестоносцыИстория исследованияАвгустеум и святилище ПанаСвятилище Зевса, двор Немезиды, храм ПанаДворец Ирода
Античные коллекции
Люди и легенды
Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры