Археологический клуб
Кесария Филиппова или Паниас

Кесария Филиппова или Баниас/Паниас

Результаты раскопок. Святилище Зевса. Двор Немесиды. Гробничный храм священных козлов. Храм Пана и танцующих козлов.

Светлана Тарханова, кандидат искусствоведения

Святилище Зевса

К востоку от открытого святилища «Пана и нимф», в 20 м от Августеума, был обнаружен фундамент другого храма. Его задняя стена опиралась на скалу, боковые стены были перпендикулярны ей, а фасад обращался на юг и возвышался над источником. Фундамент (толщина 1.75 м) был построен из известняковых блоков с красноватым цементом в качестве связующего вещества. План состоял из входного портика (ширина 11 м, глубина 4.15 м) и однонефного зала прямоугольной формы (10.70х16.70м). Аттическая база (диаметр более 1 м), найденная рядом, скорее всего, принадлежала фасаду. Другие архитектурные фрагменты, в том числе огромная коринфская капитель (была вторично использована в городской постройке), также могли происходить из этого крупного святилища (по другим находкам датируется ранним II в.). В таком случае фасад с сирийским тетрастильным портиком (реконструируется по монетам) был украшен аттическими базами и коринфскими капителями. По другим аналогиям (храм в Омрите) можно предположить, что угловые волюты, совершенно отбитые сейчас, в реальности представляли собой головы животных (простые волюты не уничтожались бы так тщательно). Подобный тип капители был широко распространен на всем Ближнем Востоке.

Святилище поднималось на небольшой подиум, к которому вели ступеньки. Овадиа пишет, что подобная конструкция напоминает сиро-финикийский храм в Калат Факре. В целом, по своим основным архитектурным признакам, святилище относится к группе простых южно-сирийских святилищ (однонефные посройки с портиками, подняты на подиум). Сохранилась надпись эпохи Траяна, в которой упоминается посвящение святилища Зевсу Гелиополитанскому и Пану Победоносному. Культ Зевса Гелиополитанского происходил из Баальбека, однако, в Палестине имел своих поклонников в Кесарии Палестинской и на горе Кармил. Скорее всего, святилище было построена в 100-летний юбилей города, то есть в 98-99 гг. н.э.

Двор Немесиды

Вдоль восточной стороны святилища располагался еще один открытый алтарь. Лестничный пролет вел к продолговатому двору (16.5х4.3 м) перед крупной нишей (ширина 1.15 м, глубина 0.6 м, высота 3 м) в горной породе. Ниша фланкировалась двумя пилястрами. Одна из них сохранила следы канелюр и коринфскую капитель. Рядом с нишей сохранилась надпись: «Для сохранения наших господ императоров, Валерия Татианоса, священника бога Пана, посвящается Немесида и ее алтарь, который был вырезан в камне (…) с металлической оградой [Сохранились следы этой металлической ограды.] в месяце Апеллиосе». [«For the preservation of our lords the emperors, Valerios (Titi)anos, priest of the God Pan, dedicated the Lady Nemesis and her shrine which was made by cutting away the rock underneath (…) with the iron fence, in the month of Apellaios»]

Немесида почиталась в Сирии, Финикии и Палестине, в качестве ипостаси Тюхе. Возможно, соседний храм был посвящен Тюхе (ее изображение встречается на монетах). В то же время, изображение неизвестной богини на монетах может быть изображением Немесиды. На высоте нескольких метров над алтарем Немесиды, на горной скале, находится миниатюрная ниша без посвящения. Рядом с ней греческая надпись: «Агриппа, сын Марка, архона. В году 223, получил божественные указания во сне, посвященном Эхо, вместе с Агриппией, его супругой, и Агриппином и Марком и Агриппой, булевтом, и Агриппиной и Домной, их детьми». Соответственно, надпись датируется по общему летоисчислению 221 г. Она может свидетельствовать о существовании cherestrion’а (оракула снов) в Паниасе, возможно, в соседнем храме. Двор Немесиды облицован крупными, гладкими плитами известняка с чередованием розоватого и белого оттенков.

Далее на восток находилась еще одна ниша. Между зданиями были обнаружены остатки нескольких вотивных статуй: Геракл (финикийский Мелькарт), Dea Syria между фигурами двух львов (Атаргатис-Венера).

Гробничный храм священных козлов

Еще восточнее от храма Зевса и двора Немесиды располагался гробничный храм, который состоял из трехчастной структуры: она объединяли три продолговатых однонефных зала. Центральный вход оформлялся пилястрами. Центральный компартимент был устроен наподобие триклиния. В аркосолиях внутри здания были обнаружены многочисленные кости животных, из чего был сделан вывод о том, что здесь хоронили священных козлов и коз. Эта традиция напоминает захоронения ибисов, павианов и крокодилов в Древнем Египте.

Археологи обнаружили также ступенчатый подъем на крышу сооружения, что объясняет назначение ниши, расположенной на скале. Сохранилась монеты со странным изображением трех козлов с одной головой перед нишей Пана и три надписи на греческом. В одной из них (на барабане колонны, 158-159 гг.) упоминается посвящение Зевсу Гелиополитанскому и Асклепию. На других упомянуты только имена ктиторов. В завалах были найдены фрагменты скульптур, выполненных в полный рост (Зевс, Афродита, Асклепий, Дионис, Гера, нимфа) и остатки вотивных скульптур (Геракл, Пан). Их исследованию посвящена большая статья Фридленда, который выявил малоазийское происхождение мрамора и анатолийские признаки их стиля. По своему качеству, о котором можно судить даже по небольшим фрагментам, скульптуры не уступали малоазийским произведениям и были привезены в Паниас, скорее всего, в готовом виде. [Friedland E.A. Graeco-Roman Sculpture in the Levant: the Marbles from the Sanctuary of Pan at Caesarea Philippi (Banias). // Humphrey J.H., ed. The Roman and Byzantine Near East. Vol. 2. Some Recent Archaeological Research. Portsmouth. Rhode Island. 1999.] На основе нумизматических и керамических находок, возникновение здания датируется ранним III в., а разрушение началом VII в.

Храм Пана и танцующих козлов

Ниже по склону располагалось еще одно открытое святилище. Его идентифицируют с большим трудом и приблизительностью. Оно представляло собой строение (7х8м) с апсидой с восточной стороны (общая длина постройки – 13 м). Хорда апсиды равняется ширине зала. В глубине апсиды расположена ниша (1.60 м ширина, 1.25 глубина). Ее фланкировали два дверных проема, которые вели в боковые комнаты, располагавшиеся за апсидой (немного напоминают пастофории). В южной комнате были найдены фрагменты преграды из известняка, которая, вероятно, стояла по хорде апсиды. Овадиа считает, что они важны для идентификации здания, так как на сохранившихся монетах встречается изображение козлов, танцующих на фоне перегородок. По его мнению, это здание использовалось для представлений, во время которых дрессированные животные танцевали под звуки флейты. Это предположение соотносится с существовавшим в архаические времена культом «танца козлов» на Пелопоннесе. [Ma’oz. 1998. P. 23-25. ]

Читайте далее: Дворец Ирода




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасГреко-римский период. Язычество и иудаизмРаввинистическая литератураХристианствоСкульптура Христа и «Бериники-Марусы»Арабский период и крестоносцыИстория исследованияАвгустеум и святилище ПанаСвятилище Зевса, двор Немезиды, храм ПанаДворец Ирода
Античные коллекции
Люди и легенды
Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры