Археологический клуб
Кесария Филиппова или Паниас

Кесария Филиппова или Баниас/Паниас

История. Греко-римский период. Язычество и иудаизм.

Светлана Тарханова, кандидат искусствоведения

Панеон – грот, посвященный Пану. «Panium in Coele-Syria» впервые упоминается у Полибия [Hist. XVI. 18.2.; XXVIII.1.3. Wilson пишет, что Полибий пользовался другим источником – Zeno. P. 5] в связи с победой Антиоха III над египетским генералом Скопасом в 200 г. до н.э. В результате Палестина перешла к Селевкидам. Но культ Пана был установлен уже в III в. до н.э. при Птолемеях. Основное святилище Пана (Панеон) было построено в Александрии Птолемеем II Филадельфом. [Strabo. Geog. XVII. 1.10.] Его почитание было частью династического культа Диониса, распространенного на территории всего Птолемеевского Египта. Новое святилище Пана на горе Ермон было построено всего лишь в 4 км от знаменитого и во времена Птолемеев и Селевкидов популярного среди евреев северной Палестины культового места в Дане (просуществовал до позднеримского периода).

Сначала в Дане царь Иеровоам сын Соломона установил золотого тельца в качестве альтернативы Иерусалимскому храму Соломона (X в. до н.э., 3 Цар. 28-31), но вскоре вокруг тельца был сооружен храм и поселены священники. Это произошло практически одновременно с разделением Израиля на северное и южное государство. В книге Царств подобные действия осуждаются как греховное отступление от храма Господня в Иерусалиме и единой религии, однако, не все евреи выдели в этом опасность. Возможно, что грот Пана не столько конкурировал с храмом Дана, сколько образовывал вместе с ним единый комплекс священных высот, почитавшихся среди разнородного населения северной Палестины.

В конце II и в I вв. до н.э. территория Паниаса была частью Итурейского царства, центр которого находился в Халкисе (современный Анжар) в Ливане и который был расширен Птолемеем сыном Менная (80-45 гг. до н.э.). Перед тем как он пришел к власти, итуреи потеряли часть северной Галилеи: она отошла к еврейскому царю Аристобулу I. Часть итурейцев на завоеванной им территории была обращена в иудаизм (104-103 гг.). Рядом с Паниасом (4 км на север) сохранился древний итурейский религиозный центр в Сенаиме, что, возможно, свидетельствует о сохранении итурейских обычаев на этой территории (обнаружено святилище с архитектурным декором и надписями). Аристобулу наследовал Александр Яннай, интересы которого в главном совпадали с интересами Птолемея: оба не хотели усиления римского влияния на Востоке. И тот, и другой провозгласили себя «архиереями» (Птолемей в Баальбеке, Яннай в Иерусалиме).

После завоевания Палестины Помпеем, территория Паниаса была сокращена и поделена на более мелкие части. Паниас, с горой Ермон, северными Голанами и северной долиной Хула были возглавлены сначала Лисанием, сыном Птолемея (40-34 гг. до н.э.). Затем Клеопатра сдала эту территорию в наем, включая Паниас, человеку по имени Зенодор(ус), который, скорее всего, был подчиненным Лисания. Одна из надписей называет Зенодор(ус)а сыном Лисания, но Иосиф Флавий не упоминает о такой степени их родства. [Wilson. P. 8] После его смерти в 20 г. до н.э. территория Лисания была подарена Ироду Великому. [Strabo. Geogr. XVI. 2.10; Josephus. Antiq. XIV. 330; XV, 344-364.] Рядом с гротом Ирод построил храм в честь Августа. [«После сопровождения Августа к морю, Ирод вернулся домой и воздвиг ему очень красивый храм из белого камня на территории Зенодорус, рядом с местом, называемым Баниас». Josephus. War. I. 404; Antiq. XV, 363. ]

После смерти Ирода в 4 г. до н.э. Паниас с окружающей его территорией стал частью тетрархии его сына Филиппа. Филипп основал здесь город под названием Кесария (возможно, во 2-1 гг. до н.э.), который стал столицей его царства (царство Филиппа включало Голаны, Трахон, Хауран, Батанеа). [Antiq. XVII. 189, 319; XVIII. 28; War II. 95. 168. ] Город Филиппа был первым крупным поселением на этом месте. В период его правления издавались городские монеты (сохранилось несколько образцов, на которых упоминается Филипп как строитель города, изображается храм Августа). После смерти Филиппа в 34 г. Паниас перешел под прямую власть Рима на несколько лет в составе провинции Сирия (за исключением промежутка времени с 37 по 44 гг., когда власть принадлежала Агриппе I). В 53 г. Паниас был подарен Агриппе II (27–93) как часть бывшего владения Филиппа. Агриппа II, правивший городом до 92-93 гг., возобновил здесь строительство и дал полису новое название – Нерониас. [Antiq. XX. 211.]

В Голанах, недалеко от Панеаса и под его политической юрисдикцией, существовала влиятельная еврейская община. Специально для защиты границ от набегов бедуинов (трахонитов, хауранитов) и обеспечения безопасных путешествий для евреев-паломников во время больших праздников Ирод Великий создал поселение Батира в Батанее и освободил его от налогов, что привлекло большое число евреев из Вавилона. Однако, основным мотивом создания этого пограничного поселения был приказ, сделанный Ироду римлянами о поддержании порядка в области «вавилонских евреев». Проект оказался успешным. Страна, как пишет Иосиф, «наполнилась людьми» и оставалась в основном лояльной и к Риму, и к дому Ирода.

Лидеры этой общины развили очень близкие связи с семьей Ирода. Яхимус (Jacimus), сын основателя Батиры, тренировал группы всадников для личной охраны Иродианской семьи. Его сын Филипп стал другом, доверительным лицом и генералом армии Агриппы II. Филипп поддерживал проримскую позицию царского двора, доказать которую ему пришлось во время конфликта с Варусом, наместником Агриппы в Паниасе. Варус, член старой аристократической итурейской семьи, объединил «сирийцев Кесарии» (то есть еврейское население Паниас) с идеей революции против Агриппы и римлян. Иосиф, однако, дает понять, что не все евреи Паниаса участвовали в этом восстании и шли узкой тропой лояльности и компромиссов. Варус придумал также план объединения с трахонитами в Батанее и выдворения «вавилонских евреев». План провалился, но он успел убить еврейских лидеров в Паниасе и Батанеи. Община Батанеи успела укрыться в Гамле, где Филипп уговорил их остаться лояльными к Агриппе и римлянам. Агриппе тем временем стало известно о замысле Варуса, и он заменил его другим наместником Эквикулом Модиусом (Equiculus Modius). Из этого рассказа Иосифа видно, что евреи делились на три группы – «итурейцы», «вавилоняне», «кесарийцы». Каждая из них была значительного размера.

Паниас в I в.н.э. – в основном, языческий город, с большой долей финикийских и итурейских этнических групп, место пребывания царей и правителей. В Евангелиях есть упоминания о посещении Христом деревень в округе Кесарии Ф. (Мт. 16:13; Мк. 8:27). Иосиф пишет о том, что во время еврейского восстания против римлян в 66-70 гг. евреи Кесарии Ф. совершили ритуальное самоубийство по приказу местного стратега Варуса (Varus). Веспасиан, войдя в город, принес жертвы в храме Августа. [War. III. 443-444.] После окончательного подавления восстания Тит провел в Кесарии Ф. какое-то время, устраивая гладиаторские бои, в которых погибло немало евреев.

После смерти Агриппы III, Паниас перешел под власть Рима в составе провинции Сиро-Палестина (позже Палестина Прима). Новая территория Паниаса на западе простиралась до Верхней Галилеи и граничила с тирским округом. На юге территория граничила с озером Хуле, на востоке – с Голанами. На севере она включала долину Марж Аюн (Marj ‘Ayun) до Бургуза (Burghuz), а также северные Голанские высоты до Хадера и Кунейтры и доходила до границ округа Дамаска.

История города во II-III вв. не так подробно известна. Во время восстания евреев под предводительством Бар Кохбы евреи Паниаса, следуя сложившейся традиции, не принимали в нем участия. Восстание Кохбы привело к уничтожению еврейских общин на юге, но, в то же время, к укреплению их на севере.

На монетах помимо изображений бога Пана появляется также богиня Тюхе (монеты Агриппы II, Септимия Севера, Julia Soemias). На монетах более позднего периода Тюхе изображается на фоне тетрастильного фасада с т.н. сирийским фронтоном (арка над центральным интерколумнием). На монетах от Марка Аврелия до Элагабала внутри тетрастильного портика изображается Зевс (Гелиополитанский). Обычно считается, что изображения богов на монетах свидетельствуют о строительстве соответствующих святилищ в городе. Немесида также почиталась в городе, если судить по надписям в святилищах.

Надписи из святилища Пана указывают на строительную активность священника Валерия Титиана (Titianus) сына Лисимаха (Lysimachus) в 148-149 гг. [IG. Rom. III. 1109; Brunnow-Domaszewski. 2. 249] Среди надписей наибольшее число составляют греческие. Лишь небольшая часть городского населения была латинизированной. Встречается и несколько еврейских имен.

Читайте далее: Раввинистическая литература




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасГреко-римский период. Язычество и иудаизмРаввинистическая литератураХристианствоСкульптура Христа и «Бериники-Марусы»Арабский период и крестоносцыИстория исследованияАвгустеум и святилище ПанаСвятилище Зевса, двор Немезиды, храм ПанаДворец Ирода
Античные коллекции
Люди и легенды
Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры