Археологический клуб
Кесария Филиппова или Паниас

Кесария Филиппова или Баниас/Паниас

История. Христианство

Светлана Тарханова, кандидат искусствоведения

Финикийский культ

Помимо почитания греческих богов и иудейской религии, в Паниасе существовал также и финикийский культ бога Хадера («Вечно зеленый», «Вечно живущий»), с которым, похоже, греки идентифицировали Пана, а друзы – св. Георгия или Илию Пророка. [Wilson. P. 105.] Одна из поздних часовенок, известная с XIX в. и стоящая на склоне, посвящена Хадеру. Возможно, что она возведена на месте ранневизантийской постройки. Часовня крайне проста по архитектуре и представляет собой однонефное строение. Христиане также почитали это место, но в качестве могилы «св. Георгия». По замечанию Гуэрина, это типичное для византийской эпохи церковное строение, которое как будто предназначено для «присмотра» за святилищами. Например, в конце VI в. святилище Пана в Ликосуре в Аркадии после изгнания оттуда язычников было отдано под присмотр христиан, которые построили рядом с ним церковь. [Trombley. 1981. P. 119.] Среди крестьян «Нусарийех» до самых поздних времен Хадер был центральным божеством – «Христом, Мухаммедом и всеми Пророками». [Дюсо (Dussaudю 1900. P. 128-135.) пишет, что на Западе Хадер появляется в виде знаменитого «зеленого человека», чей образ появлялся неоднократно в росписях европейских церквей, например, в Кэнтрбери. В виде загадочного существа, полурастения, получеловека, он появляется в весенних праздников в английской сельской местности.]

Христианство

Кесария Филиппова несколько раз упоминается в Евангелиях (Мт. 16:13, Мк. 8:27). Христос с учениками совершал путешествие в «странах Кесарии Филипповой», где спрашивал у них, кем его почитают люди и где начал открывать ученикам предстоящие страдания.

Евангельская традиция дает больше оснований полагать, что Преображение произошло на горе Ермон, а не на горе Фавор, так как после беседы Христа с учениками Христос берет троих из них и поднимается на гору, где преображается перед ними (Мт. 17, Мк. 9:2). Возможно, что отсутствие указания на точное географическое место Преображения во всех Евангелиях объясняется тем, что для его определения было достаточно сказать, что это высокая гора рядом с Кесарией Филипповой. Это соотносится и с ветхозаветным преданием о том, что на Ермоне была «лестница на небо» (Ен. 12-16, Евангелия от Левита (2-7)). Моисей, явившийся во время Преображения, также был связан с Ермоном (просил Бога разрешения войти в Землю Обетованную через пещеру Паниас). Почему раннехристианская традиция сделала предпочтение в пользу Фавора как места Преображения – не вполне ясно, хотя, возможно, сыграло роль особенное положение Ермона и его относительно плотная населенность язычниками и иудеями.

Сразу после Преображения Христос спустился с горы и исцелил в округе Кесарии Ф. мальчика, одержимого демонами (Мк. 9:14-30, Мт. 17:14-23, Лк. 9:37-45). Вилсон справедливо замечает, что описание болезни в точности совпадают с признаками эпилепсии. В античности эту болезнь связывали с воздействием Пана и называли панелепсией.

Другие сведения о христианстве

Христианство появилось в Паниасе довольно рано: согласно традиции, первым городским епископом был ученик апостола Павла Эраст из Коринфа (Рим. 16:24). По церковному преданию, после миссионерской деятельности в Греции, он прибыл в Палестину, где в 70-х гг. I в. стал епископом Панеады.

Христианская община укрепилась к IV в., когда епископ Филокал посетил Никейский собор в 325 г. В Константинопольском соборе 381 г. участвовал епископ Барахус Панеадский (Barachus, Bracchus Paneadensis, Bracheus, Batrachus). [Devreesse. 1945. P. 199. P. 130. Janin. 1953. P. 210. Процитировано: Mansi 3. 586c$ Le Quien, p. 831. Mansi 6. P. 1178] В Халкидонском соборе 451 г. участвовал епископ Олимпиос. [Wilson. P. 108.]

Воды источника в пещере Пана служили своего рода оракулами (hydromanteion). Из красочного рассказа Евсевия известно о том, как во время одного из языческих праздников некая жертва (возможно, козел) была брошена в озеро, исчезла, в знак принятия ее богами, но затем, после молитвы христианина Астириуса, чудесным образом снова появилась, посрамив силу языческих жрецов. [HE. VII. 17.] Астириус был знаменитой фигурой среди христиан эпохи Диоклетиана. Будучи почетным римским сенатором из Кесарии Приморской, он совершил это чудо во время своего путешествия в Паниас. Озеро, о котором повествует Евсевий, скорее всего, находилось в пещере Пана. Иосиф, который также видел это озеро, описывал его как «безмерно глубокое» и даже брал клятву со священников Пана, что они не использовали никаких искусственных приспособлений для создания этой глубины и чудес, в нем происходивших. В настоящее время этого озеро исчезло из-за отсутствия воды и завалов. Возможно, что источники ушли в другое место.

Описание этого происшествия по своему жанру напоминает описание чуда Илии Пророка на горе Кармил, когда он победил в споре жрецов Вааловых (1 Цар.). Но более близкую параллель можно найти в сочинении Дамаския Дамасского «Житие Исодора» (сохранилось в пересказе Фотия, до 965 г.). Исодор был неоплатоническим философом и во время своего путешествия по Востоку ( Палестине ?) видел приношение жертвы в водах Ямуна (Ярмука ? ). Это напрямую напоминает традицию приношения жертв в священном озере Ямуна рядом с Афакой в Ливане, описанную Зосимой.

Епифаний Кипрский пишет о секте эвионитов, иудео-христианах, которые покинули Иерусалим после 70 г. и поселились в Пелле и округе вокруг нее. Эбион, основатель секты, «проповедовал в Азии и Риме, но корни его тлетворных зерен происходили, в основном, из Набатеи и Баниаса…». [Panarion 30,18,1 (Williams 1, 1987, p.133)] Епифаний через косвенные упоминания также дает понять о еще одной иудео-христианской секте в округе Паниас, Сампсаены, Элкесайты или Оссаены (Sampsaeans, Elkesaites, Ossaeans).[Panarion 53:1 (Williams 2, 1987, p.70).] В настоящее время истинность сведений, предоставленных Епифанием, оспаривается, поэтому их нельзя считать более, чем легендой.

Город, вероятно, пострадал при землетрясениях в 502 и 551 гг. Георгий Кипрский в Descripcio Orbis Romani (VI-VII вв.) упоминает Паниас как город под юрисдикцией Тира, который назван митрополией всей Финикии. [George of Cyprus. Descriptio Orbis Romani. Gelzer. 1890. P. 49-50.] Нау упоминает документ 570 г., который относит Паниас к юрисдикции патриарха Антиохийского.

Читайте далее: Скульптура Христа и «Бериники-Марусы»




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасГреко-римский период. Язычество и иудаизмРаввинистическая литератураХристианствоСкульптура Христа и «Бериники-Марусы»Арабский период и крестоносцыИстория исследованияАвгустеум и святилище ПанаСвятилище Зевса, двор Немезиды, храм ПанаДворец Ирода
Античные коллекции
Люди и легенды
Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры