Зарубинецкая культура
Куда ушли зарубинецкие племена?
Вопрос об исчезновении зарубинецких племен, о возможности связать их с какой-либо более поздней определенной этнической группировкой Ю. В. Кухаренко решает очень просто, точнее сказать, никак не решает. Группа племен, которым принадлежала зарубинецкая культура, "исчезла еще в древности, как исчезли, например, многие древние языковые диалекты, и отождествлять ее с какими-либо конкретными из исторически известных нам на этой территории в более позднее время племенами и народами невозможно".
Конечно, многие древние племенные группы исчезли без следа. Но в каждом отдельном случае этот факт должен быть доказан, особенно, если речь идет о такой обширной группировке, какую составляли в свое время зарубинецкие племена. Известно, что в конце II - начале III вв. н. э. на значительной части зарубинецкой территории распространились сарматы, затем появились многочисленные племена с новой культурой, получившей наименование Черняховской.
Когда-то В. В. Хвойка предполагал, что черняховские племена являлись прямыми потомками зарубинецкого населения. Но зато мнение уже давно подвергнуто основательной критике, и в настоящее время появление черняховской культуры большинство исследователей связывает с новыми крупными переменами в племенном составе Поднестровья и Среднего Поднепровья, причем основная роль отводится при этом движению населения с запада, из Повисленья. Сейчас еще невозможно объяснить, что это было за население.
Высказывалось мнение, что главенствующее место здесь принадлежало готам. Но теперь, после исследований готских могильников на Южном Буге, в западных частях Волыни и на Верхнем Днестре, стало очевидным, что эти северные варвары отнюдь не были создателями черняховской культуры; они усвоили ее во время своего движения на юг, потеряв при зтом собственные культурные традиции.
Скорее всего, Черняховская культура, как и аналогичные ей среднеевропейские и западноевропейские культуры с "серой керамикой", принадлежала не какой-либо одной, а различным этническим группам, местным и пришлым, пережившим в римское время сложные социальные, политические и этнические превращения. Вероятно, в орбиту этих превращений были вовлечены и некоторые зарубинецкие племена.
Но главные черняховские центры лежали южнее и западнее зарубинецкого ареала; оттуда шло движение населения на восток и на север. В результате и зарубинецкие племена должны были сдвинуться в этих же направлениях. Позднезарубинецкие древности (первых двух веков н. э.), в какой-то части, возможно, синхронные Черняховским, известны, как уже указывалось, на Днепре около Киева и главным образом к северу от него, а также в Левобережье, на Десне.
Несомненно, только на север и восток могло отойти зарубинецкое население из верховьев Припяти, куда проникли в конце II в. н. э. значительные группы готов. В настоящее время мы располагаем еще очень небольшим материалом по позднезарубинецкой культуре южных частей Верхнего Поднепровья и бассейна Десны; его изучение лишь начинается, здесь предстоит ликвидировать немало "белых пятен".
И следует указать, что на данном этапе изучения зарубинецких древностей работы по позднезарубинецкой тематике должны рассматриваться как центральная тема, освещение которой обещает раскрыть чрезвычайно интересные перспективы. Дело в том, что имеются многочисленные данные, позволяющие думать, что зарубинецкое население, занявшее в свое время южную часть Верхнего Поднепровья и бассейн Десны, в последующие столетия никуда оттуда не уходило.
Дальнейшая история этой обширной области вплоть до раннего средневековья - это, прежде всего, история потомков зарубинецких племен. Если данное предположение получит солидное обоснование в новых фактических материалах, будет решен один из важнейших вопросов нашей древней истории. Будет доказано, что зарубинецкие племена действительно являлись древними славянами.
Славянская археология, располагающая сейчас совершенно бесспорными данными, начиная лишь с третьей четверти I тыс. н. э., получит возможность осветить судьбы древних славян, во всяком случае одной их восточной группировки, начиная с последних веков до н. э. А это, в свою очередь, приблизит решение и другой сложной задачи - проблемы славянского энтогенеза.
Читайте далее: Зарубинецкие племена-предки славян?