Археологический клуб
Зарубинецкая культура

Куда ушли зарубинецкие племена?


Вопрос об исчезновении зарубинецких племен, о возможности связать их с какой-либо более поздней определенной этнической группировкой Ю. В. Кухаренко решает очень просто, точнее сказать, никак не решает. Группа племен, которым принадлежала зарубинецкая культура, "исчезла еще в древности, как исчезли, например, многие древние языковые диалекты, и отождествлять ее с какими-либо конкретными из исторически известных нам на этой территории в более позднее время племенами и народами невозможно".

Конечно, многие древние племенные группы исчезли без следа. Но в каждом отдельном случае этот факт должен быть доказан, особенно, если речь идет о такой обширной группировке, какую составляли в свое время зарубинецкие племена. Известно, что в конце II - начале III вв. н. э. на значительной части зарубинецкой территории распространились сарматы, затем появились многочисленные племена с новой культурой, получившей наименование Черняховской.

Когда-то В. В. Хвойка предполагал, что черняховские племена являлись прямыми потомками зарубинецкого населения. Но зато мнение уже давно подвергнуто основательной критике, и в настоящее время появление черняховской культуры большинство исследователей связывает с новыми крупными переменами в племенном составе Поднестровья и Среднего Поднепровья, причем основная роль отводится при этом движению населения с запада, из Повисленья. Сейчас еще невозможно объяснить, что это было за население.

Высказывалось мнение, что главенствующее место здесь принадлежало готам. Но теперь, после исследований готских могильников на Южном Буге, в западных частях Волыни и на Верхнем Днестре, стало очевидным, что эти северные варвары отнюдь не были создателями черняховской культуры; они усвоили ее во время своего движения на юг, потеряв при зтом собственные культурные традиции.

Скорее всего, Черняховская культура, как и аналогичные ей среднеевропейские и западноевропейские культуры с "серой керамикой", принадлежала не какой-либо одной, а различным этническим группам, местным и пришлым, пережившим в римское время сложные социальные, политические и этнические превращения. Вероятно, в орбиту этих превращений были вовлечены и некоторые зарубинецкие племена.

Но главные черняховские центры лежали южнее и западнее зарубинецкого ареала; оттуда шло движение населения на восток и на север. В результате и зарубинецкие племена должны были сдвинуться в этих же направлениях. Позднезарубинецкие древности (первых двух веков н. э.), в какой-то части, возможно, синхронные Черняховским, известны, как уже указывалось, на Днепре около Киева и главным образом к северу от него, а также в Левобережье, на Десне.

Несомненно, только на север и восток могло отойти зарубинецкое население из верховьев Припяти, куда проникли в конце II в. н. э. значительные группы готов. В настоящее время мы располагаем еще очень небольшим материалом по позднезарубинецкой культуре южных частей Верхнего Поднепровья и бассейна Десны; его изучение лишь начинается, здесь предстоит ликвидировать немало "белых пятен".

И следует указать, что на данном этапе изучения зарубинецких древностей работы по позднезарубинецкой тематике должны рассматриваться как центральная тема, освещение которой обещает раскрыть чрезвычайно интересные перспективы. Дело в том, что имеются многочисленные данные, позволяющие думать, что зарубинецкое население, занявшее в свое время южную часть Верхнего Поднепровья и бассейн Десны, в последующие столетия никуда оттуда не уходило.

Дальнейшая история этой обширной области вплоть до раннего средневековья - это, прежде всего, история потомков зарубинецких племен. Если данное предположение получит солидное обоснование в новых фактических материалах, будет решен один из важнейших вопросов нашей древней истории. Будет доказано, что зарубинецкие племена действительно являлись древними славянами.

Славянская археология, располагающая сейчас совершенно бесспорными данными, начиная лишь с третьей четверти I тыс. н. э., получит возможность осветить судьбы древних славян, во всяком случае одной их восточной группировки, начиная с последних веков до н. э. А это, в свою очередь, приблизит решение и другой сложной задачи - проблемы славянского энтогенеза.

Читайте далее: Зарубинецкие племена-предки славян?




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культураПроблемы этногенеза зарубинецких племенПолемика вокруг зарубинецких древностейСоседи зарубинецких племенКуда ушли зарубинецкие племена?Зарубинецкие племена-предки славян?Датировка древностейАнтичная керамикаПредметы античного производстваТипология зарубинецкой керамикиПироговский могильникКерамика Пироговского могильникаКорчеватовский могильникЗарубинецкие погребенияЗарубинецкое поселение ГриниЗарубинецкое поселение КазаровичиЗарубинецкое поселение ТаценкиЗарубинецкое поселение ХодоровЗарубинецкое поселение МонастырекЗарубинецкое поселение КомаровкаДревний челн ХотяновкаЗарубинецкое поселение ЛютежЗарубинецкая металлургия
Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияГосударство СасанидовТуран - империя Тимуридов
Контакты Карта сайта Наши партнеры