Зарубинецкая культура
Соседи зарубинецких племен
Взгляды А. К. Амброза сложились в значительной мере под впечатлением его раскопок на Синьковском селище первых веков н. з. в верхнем течении р. Судость. Наряду с зарубинецкими прямоугольными жилищами, углубленными в землю, там были открыты остатки длинных наземных построек, похожих на более древние - юхановские.
Но Синьковское селище отнюдь не следует считать эталоном при характеристике деснинских древностей начала н. э. На всех других исследованных селищах этого времени на Верхнем Подесенье, в частности на Почепском, где была исследована значительная площадь, каких-либо следов больших наземных построек синьковского типа встречено не было.
Безраздельно господствовавшей формой позднезарубинецкого домостроительства на Десне, как и во всех других частях зарубинецкой территории, были квадратные жилища-полуземлянки с очагами или печами, чуждые юхановским племенам не в меньшей степени, чем все другие элементы зарубинецкой материальной культуры. Зарубинецкие племена несомненно пришли на Среднюю и Верхнюю Десну, вытеснив оттуда местное юхновское население.
Необходимо указать, что, по мнению А. К. Амброза, сложение "почепской культуры" произошло под сильным зарубинецким влиянием, более того - благодаря приходу на Десну зарубинецкого населения, о чем Ю. В. Кухаренко не упоминает. "Можно думать, - писал А. К. Амброз, - что сложение почепской культуры связано с приходом на Десну каких-то групп населения из Среднего и, возможно, Верхнего Поднепровья. Их более высокая культура наложила яркий отпечаток на местную".
Но основную массу населения в поречье Десны в начале н. э., по мысли А. К. Амброза, составляли все же местные племена. Это несомненно ошибка. Нужно говорить о коренной смене населения на Десне в итоге прихода зарубинецких племен, о процессе вытеснения и ассимиляции ими местного юхновского населения. Культура почепского типа отнюдь не являлась результатом синтеза зарубинецкой и местной юхновской культуры.
Особенности, отличающие ее от "классических" зарубинецких древностей, имеют отнюдь не юхновское, а южное происхождение. Таковы формы реберчатых мисок с вертикальной (цилиндрической) верхней частью, повторяющие профили соответствующей керамики римского времени, широко представленной на городищах Нижнего Поднепровья.
Характерная форма посуды была принесена зарубинецкими племенами на Верхнюю Десну вместе с отдельными римскими краснолаковыми сосудами, с серо-глиняным Черняховским кувшином, стеклянными изделиями и с печаткой из голубой пасты в виде фигурки льва, привезенной в Поднепровье из далекой Александрии.
В настоящее время стало известно, что территория позднезарубинецкой локальной группировки, известной на Десне, отнюдь не ограничивалась пределами древней юхновской области, а простиралась и в более южных частях днепровского Левобережья. Можно предполагать, что именно здесь и сложились локальные особенности этой позднезарубинецкой группировки, затем принесенные в готовом виде на Десну. Речь здесь идет о зарубинецких поселениях первых веков н. э., обнаруженных в поречье рубежа и в некоторых других более северных частях Левобережья.
Читайте далее: Куда ушли зарубинецкие племена?