Культуры, народы и государства Азии
Древняя Бактрия
Бактрия — древняя область, занимавшая значительную часть современного северного Афганистана, южного Узбекистана и южного Таджикистана. Река Амударья (древнегреческое название Окс) разделяла Бактрию на две части — северную и южную. Важнейшее археологическое открытие было сделано на северном берегу Амударьи и в Кобадианском оазисе (юг ТаджССР) в 1877 г. Местные декхане обнаружили около двухсот золотых и серебряных предметов, а также примерно 1500 монет. Эта находка получила в науке название Амударьинский клад.
В советское время, уже в 20-е годы, начинают работать первые археологические экспедиции. Систематические исследования позволили наметить общие контуры истории культуры Бактрии. Затем был открыт греко-бактрийский город Ай-Ханум в южной Бактрии, на территории северного Афганистана. Раскопавшая Ай-Ханум Французская археологическая миссия выявила планировку, типы сооружений, градостроительные принципы, памятники письменности, отдельные произведения искусства, продукцию городского ремесла,2 т. е. в основных своих чертах все, что доступно при археологических исследованиях. Так был открыт греко-бактрийский город, вероятно Александрия Оксианская. Некоторые параллели айханумским материалам дали раскопки Саксанохура (южный Таджикистан), где был вскрыт дворцово-храмовый комплекс. Советско-Афганская экспедиция на севере Афганистана открыла погребения I в. до н.э. с замечательными золотыми украшениями, среди которых немало античных.
Несмотря на все эти открытия, история располагает все еще далеко не достаточным количеством материалов по искусству Бактрии, в частности греко-бактрийской эпохи (III в. до н. э. — 30-е годы II века до н. э.). До недавнего времени об искусстве Греко-Бактрийского царства приходилось в значительной мере судить по портретам греко-бактрийских царей, запечатленных на их монетах. Вместе с тем до сих пор много лакун в истории предшествующего греческому периода (ахеменидского) и последующего за падением Греко-Бактрийского царства (кушанского) периодов.
Искусство златообильной Бактрии, которое до недавнего времени принято было называть призрачным миражом, благодаря открытиям двадцатого века предстало во всем великолепии, достойном этой легендарной страны. Предлагаемые ниже находки, охватывающие по времени их изготовления период в 700 лет, имеют большое значение для понимания культуры Бактрии — одной из древнейших цивилизаций. Ее искусство, оказавшееся синкретическим, отражает интенсивные и продолжительные культурно-исторические взаимосвязи этой страны как с окружающими регионами, так и с территориально отдаленными эллинскими городами Средиземноморья.
Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)
Раскопки осуществлялись на городище Тахти-Сангин (Каменный трон). Был открыт монументальный храм. Центральный четырехколенный зал (12х 12 м) с трех сторон был окружен обводными коридорами. Вход в здание был оформлен колонным портиком. Архитектурная композиция храма — восточная, строительные приемы и материалы — бактрийские, тип архитектурных деталей — эллинский. Храм был возведен в III в. до н.э. и существовал на протяжении пятисот лет...
Ножны акинака с изображениями животных
На лицевой поверхности ножен выгравированы две сцены: верхняя, более крупная, занимает основную часть ножен, нижняя расположена на бутероли (так называется нижнее уширение ножен). Верхняя сцена изображает крупного льва, стоящего на задних лапах правым боком к зрителю, в передних лапах он держит маленького оленя. Голова льва, данная анфас с небольшим поворотом в сторону оленя, моделирована мастерски: рельефно выступают все припухлости морды, тщательно проработаны глаза, усы, торчащие в сомкнуто-оскаленной пасти косо посаженные клыки...
Алтарь с бронзовой скульптурой Силена Марсия
Греческий язык, греческое божество Силен Марсий, форма алтаря, акт и формула посвящения свидетельствуют об эллинизации мировоззрения бактрийцев в этот период. Имя божества реки Вахш (современное название Амударья появилось достаточно поздно) несомненно происходит от древнеиранского «Вахшу», в древних средне-азиатских языках оно обозначает «дух, связанный с «текущей водой». На кушанских монетах изображено это божество, а в надписи сказано: «Вахшо», т.е. в древности этим словом обозначали не только одну из двух главных рек Средней Азии, но и связанное с рекой божество...
Алебастровые и глиняные скульптуры
Расположение фигур и обломков, открытых при раскопках, свидетельствует о том, что скульптуры были предварительно разбиты, а затем брошены в дальнем северном тупике западного обводного коридора вместе с другими священными предметами: алтарем, ножнами акинака, серебряной рукой больше натуральной величины, скифо-сибирским изображением хищника, серебряной задрапированной полуфигурой местной богини, каменными булавами. Еще до реставрации стало ясно, что все скульптуры фрагментарны и удастся собрать всего лишь одну полную алебастровую статую сатрапа...
Геракл и Сцилла. Изображения на рукояти меча
Остановимся на двух изображениях, не совсем обычных для греческой иконографии. Сцена «Геракл, ниспровергающий Силена» в виде двух горельефов украшала с двух сторон рукоять греческого меча — ксифоса. Геракл стоит в полный рост, правая рука, сжимающая сучковатую дубину, поднята вверх для нанесения удара. Левой он схватил Силена за длинные волосы и, свалив вниз, прижал к бедру. Ногой Геракл наступил на бедро Силена и прижал к земле. Силен, стоящий на одном колене, полон желания освободиться от захвата мощного противника. Сопротивляясь, он пытается оторвать руку Геракла, держащую его за волосы и причиняющую ему боль...
Бактрийцы на охоте. Сценки на слоновой кости
На полном скаку оба всадника (один обернувшись назад) стреляют из лука в зверей. Спасая своих детенышей, пытается прыгнуть на наездника самка барса, уже пораженная в грудь двумя стрелами, рядом с нею два маленьких барсенка. Охотники убили несколько горных баранов со спирально изогнутыми завитками рогов, спасаются бегством заяц и лисица. Резчик тщательно и искусно выгравировал мельчайшие детали...
Изображение Александра Македонского на ножнах
Одной из самых замечательных находок в обводном коридоре храма являются ножны миниатюрной махайры, украшенные рельефным изображением Александра Македонского, облаченного в львиный шлем Геракла. Заклад состоял из 2000 железных трехлопастных черешковых наконечников стрел и нескольких мелких, расслоившихся наподобие рыбьей чешуи пластин слоновой кости. В результате реставрации, произведенной на месте, удалось собрать две детали ножен, столь маленьких, что они могли быть или посвятительными или игрушечными, но не функциональными...
Индо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Обилие слоновой кости в греко-бактрийском храме на Оксе, массовость изделий из этого редкого и дорогостоящего материала свидетельствуют о тесных торговых и экономических контактах с Индией. В первую очередь это относится к памятникам изобразительного искусства, выполненным в традициях индо-гандхарского стиля. Таковой является плакетка из cлоновой кости с характерным для Индии вертикальным строем изображения. На дошедшем до нас фрагменте плакетки представлен возлежащий мужчина со скрещенными ногами, одетый в короткий, подпоясанный хитон...