Археологический клуб
Древняя Бактрия

Ножны акинака с изображениями животных

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Одной из самых ранних по времени изготовления находок в храме в закладе № 4 являются ножны акинака (иранское название одного из типов кинжалов). Ножны выполнены из цельного куска слогового бивня. Верхний торец с боковой лопастью из двух овалов имеет круглое отверстие для крепления к поясу.

Искусство Бактрии. Ножны акинака
Ножны акинака. Слоновая кость.
V век до н.э.


На лицевой поверхности ножен выгравированы две сцены: верхняя, более крупная, занимает основную часть ножен, нижняя расположена на бутероли (так называется нижнее уширение ножен). Верхняя сцена изображает крупного льва, стоящего на задних лапах правым боком к зрителю, в передних лапах он держит маленького оленя. Голова льва, данная анфас с небольшим поворотом в сторону оленя, моделирована мастерски: рельефно выступают все припухлости морды, тщательно проработаны глаза, усы, торчащие в сомкнуто-оскаленной пасти косо посаженные клыки. Лев стоит на совершенно выпрямленных задних лапах: правая впереди, левая позади. Хвост пропущен между ногами и закручен вокруг правой ноги. Он кончается уширением с кисточкой. Шерсть и грива переданы рельефными завитками.

Олень, схваченный львом, изображен как бы вертикально висящим в воздухе. Морда оленя обращена ко льву, ноги согнуты и беспомощно и покорно опущены.

Бутероль заполнена изображением свернувшегося хищника кошачьей породы и головы козла, которая передана с тщательной проработкой деталей. Ножны по краю украшены античным орнаментом в виде сомкнутых полуовалов, называемых ионийскими овами.

На тахтисангинских ножнах мы, по-видимому, имеем дело с последовательно повествовательным рядом сакральных представлений, в которых сцены борьбы и победы льва над оленем знаменуют этапы борьбы земного владыки или обожествленного героя со своим противником, борьбы, которая завершается триумфом владыки. Противник в образе оленя побежден и покорился.

Если принять во внимание, что этноним «сака» происходит от реконструированного древнеиранского «олень» и что, по мнению М. И. Артамонова и Н. Л. Членовой, олень был наиболее распространенным тотемом саков, то можно расшифровать эту сцену как символически отражающую победу ахеменидского царя или его бактрийского наместника над среднеазиатскими племенами — саками. Однако толкование «сак» (олень) не может считаться единственно возможным, что делает вышеприведенную интерпретацию проблематичной.

Тахтисангинские ножны отличаются по форме и изобразительному строю от индийских и ахеменидских типов. Наибольшее сходство, хотя и относительное (невыделенный верхний картуш, размеры изображений), они находят в золотых накладках ножен из Амударьинского клада (№ 22), идентичны они и по размерам (276 мм). Целый ряд специфических деталей формы, местный материал — слоновая кость — и трактовка изображения свидетельствуют о возможности местного, бактрийского изготовления этих ножен.

Поскольку изображения, идентичные нижней сцене, на серии бутеролей, собранных П. Берпаром, являются опpеделяющими, ножны должны быть датированы 524 — 404 гг. до н. э. Анализ формы и раннего типа орнамента: плетенки и ионийских ов, — говорит о V в. до н. э.

Литература
•  Е. F. Schmidt. Persepolis, II. Chicago, 1957, р. 63.
•  Б. А. Литеинский. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.
•  J. Hackin. Nouvelles recherches areheologiques а Begram. Paris, 1954.
•  P. Bernard. А propos des bouterolles de fourreaux achemenides. — Revue archeologique, Paris, 1976, № 2.
•  В. Goldman. Achaemenian Chapes.— Ars Orientalis, vol. II, Miehigan.
•  В. А. Stuck lt. Achaemenidische Ortbander. Archaologische Anzeiger. Berlin, 1976, S. 13 — 23.
•  С. Weickert. Das lesbische Kymation. Leipzig, 1913;

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Алтарь с бронзовой скульптурой Силена Марсия




Скифская культура
Скифская культура
Святые старцы
Русская история
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры