Археологический клуб
Древняя Бактрия

Индо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Обилие слоновой кости в греко-бактрийском храме на Оксе, массовость изделий из этого редкого и дорогостоящего материала свидетельствуют о тесных торговых и экономических контактах с Индией. В первую очередь это относится к памятникам изобразительного искусства, выполненным в традициях индо-гандхарского стиля. Таковой является плакетка из cлоновой кости с характерным для Индии вертикальным строем изображения. На дошедшем до нас фрагменте плакетки представлен возлежащий мужчина со скрещенными ногами, одетый в короткий, подпоясанный хитон. Его поза, гофрированная широкими складками длинная рубаха и тип лица характерны для гандхар ского стиля. Над ним разыгрывается целая сцена: заяц преследует бегущего олененка, — возможно, с астральной семиотикой. Выше этой сцены видны плечи стоящего персонажа, фигура которого утрачена. Справа и слева по вертикали трапециевидная пластинка окаймлена парными валиками .

Бактрийское искусство. Пластина со сценой индо-гандхарского стиля
Пластина со сценой индо-гандхарского стиля
Слоновая кость.


Часть украшений на большом количестве обломков мебели, преимущественно ножках тронов, кресел и лож из слоновой кости, также следует отнести к индо-гандхарскому стилю. Примером может служить голова слона, являвшаяся, вероятно, подлокотником. Хотя в стиле изображения головы слона и орнамента столь же сильны и традиции эллинского реализма.

В том же индо-гандхарском стиле выполнен круглый фалар из серебра, украшенный «Горгонейоном» — оберегом в высоком рельефе. Такие «Горгонейоны», встречающиеся на самом раннем этапе античного искусства, восходят к символическому чудовищу Горгоне Медузе. Ее образ на храмах и сосудах служил апотропеем, отвращавшим, отгонявшим зло. Однако у поздних «Горгонейонов», как и у нашего, змеи вместо волос и устрашающие клыки, торчащие из огромного рта, изображались не всегда. Лицо на нашем фаларе следует отнести скорее к красивым, чем к безобразно устрашающим. Большие, выпуклые глаза, со зрачками, устремленными вверх, рельефно оконтурены четкими линиями верхних и нижних век.

Бактрийское искусство. Пластина со сценой индо-гандхарского стиля
Фалар с изображением «Горгонейона»
Слоновая кость.


Округлый овал лица с плавными, мягкими очертаниями завершается своеобразной прической с тонко моделированными волосами, связанными в узел с расходящимися в сторону сужающимися концами ленты с кисточками. Несмотря на столь сильную идеализацию нашего «Горгонейона», апотропеистические функции его очевидны, так как на более ранних подобных памятниках Горгона была представлена во всем своем устрашающем облике.

Литература
•  Л М. Rosenfield. The Dynastic Arts of the Kushans. Los Angelos, 1967.
•  Р. Gardner. The Coins of the Greek and. Scythic Kings Bactria and India in the British Museum. Chicago, 1956 (reprint).

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры