Археологический клуб
Древняя Бактрия

Геракл и Сцилла. Изображения на рукояти меча

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Остановимся на двух изображениях, не совсем обычных для греческой иконографии. Сцена «Геракл, ниспровергающий Силена» в виде двух горельефов украшала с двух сторон рукоять греческого меча — ксифоса. Геракл стоит в полный рост, правая рука, сжимающая сучковатую дубину, поднята вверх для нанесения удара. Левой он схватил Силена за длинные волосы и, свалив вниз, прижал к бедру. Ногой Геракл наступил на бедро Силена и прижал к земле. Силен, стоящий на одном колене, полон желания освободиться от захвата мощного противника. Сопротивляясь, он пытается оторвать руку Геракла, держащую его за волосы и причиняющую ему боль.

Геракл, ниспровергающий Силена. Рукоять греческого меча
Геракл, ниспровергающий Силена
Рукоять греческого меча.
Слоновая кость. Конец IV века до н.э.
Лицевая сторона


На Геракле плащ из шкуры немейского льва, у шеи лапы льва завязаны в гераклов узел. Силен как всегда обнажен. Четко виден атрибутирующий его знак — козлиное ухо, направленное вверх. Обе фигуры атлетического сложения, с анатомически верной передачей тренированных, развитых и рельефно выступающих мускулов. Динамику борьбы передают движения Геракла, замахнувшегося дубиной, расстановка ног пытающегося подняться Силена и их сомкнутые сильные, состоящие из сплетения мускулов тела. По стилю изображения рукоять ксифоса должна быть датирована временем раннего эллинизма.

Геракл, ниспровергающий Силена. Рукоять греческого меча
Геракл, ниспровергающий Силена
Рукоять греческого меча.
Слоновая кость. Конец IV века до н.э.
Обратная сторона


Рельеф, украшающий бутероль ножен из слоновой кости греческого меча, изображает фантастическое существо, представляющее собой женщину со змеино-рыбьим хвостом, лошадиными ногами и крыльями птицы. В левой руке вертикально она держит весло, а в правой, готовой бросить, — круглый предмет: раковину, яблоко или камень. Распущенные длинные волосы развеваются крупными прядями. Лицо — волевое, с длинным прямым потом и высоким лбом, большими глазами с тщательно проработанным верхним веком, округлыми бровями, переданными прорезью, и зрачками, обозначенными точками. На губах играет хищная улыбка. Округлый рельеф местами переходит в скульптурное решение, а местами нарочито барельефом дается на фоне гладко отшлифованной кости. Это обусловлено заданной округлой формой буте роли, а также хрупкостью материала. Изогнуто-перевитый хвост заканчивается петлей и рыбьими плавниками, крылья переданы во взмахе, конские ноги в беге: правая перед левой.

Гиппокампесса. Бутероль ножен
Гиппокампесса.
Бутероль ножен.
Слоновая кость. II век до н.э.


Однако динамика во всей фигуре все-таки отсутствует, заданная плоскостность характерна для изображения в целом. Детали фигуры — чешуи хвоста, перья на крыльях, копыта, украшенные насечками, — проработаны с наивной тщательностью, но безжизненно. Зато женский торс и ноги коня сделаны мастерски, артистично передан сложный ракурс не существующих в природе сочленений. Работа выдает руку опытного мастера.

Атрибуция этого персонажа может быть, двоякой, хотя и односложной. Ясно, что перед нами нимфа водной стихии, близкая средиземноморской Сцилле или Гиппокампессе.

Сцилла изображалась с рыбьим хвостом и крыльями, с присущими атрибутами — веслом и раковиной . Роднит ее с тахтисангинским изображением отороченный пальметками переход от женского торса к рыбьему хвосту. Аналогичен также энергичный взмах крыльев и развевающиеся волосы, агрессивный взмах правой руки. Но у Сциллы, в частности у изображенной на крышке зеркала из Артюховского кургана № 75, две собаки олицетворяют её зловещий характер. У тахтисангинского изображения они отсутствуют. Нам кажется, что у артюхинской Сциллы были и ноги коня — часть. ноги с копытом сохранилась под фигурой, дошедшей фрагментарно.

Вторая атрибуция, близкая к первой, столь же вероятна: это Гиппокампесса, нимфа водной стихии, или, как ее называют иначе, — кентавротритонида. В обоих случаях греческое морское божество могло трансформироваться в нимфу-спутницу бога реки Окса. Сухой и вместе с тем тщательный стиль работы не позволяет датировать ее временем ранее II в. до н. э., точнее ее следует отнести к первой половине II в. до н. э.

Вместе с другими чисто греческими находками украшенное изображениями греческое оружие, найденное в глубине Средней Азии, далекой от средиземноморских берегов, свидетельствует о факте эллинизации культуры Бактрии и о значительности античных элементов в синтезе греко-бактрийского искусства.

Литература
•  М. Л. Максимова. Артюховский курган. Jl., 1979, с. 31, 89.
•  В. Saner. Hippokamp. — In: W. Н. Roscher. Ausfuhrliches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie. Leipzig, 1886-1890.
•  R. Ghirshman. Tombe prinnciere de Ziwiye et le debut de l'art animalier Scylla, Paris, 1979.

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Бактрийцы на охоте. Сценки на слоновой кости




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры