Археологический клуб

Древняя Бактрия

Алебастровые и глиняные скульптуры

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Вместе с алтарем и ножнами ахеменидского времени в том же культовой закладе № 4 основную массу находок составляли полихромные и золоченые скульптуры. К местному, бактрийскому производству принадлежит большое количество скульптур, сделанных из алебастра и необожженой глины, материалов столь хрупких, что их изготовление на месте не может вызывать сомнений.

Разноформатные и различные по материалу головы, торсы и более мелкие детали найденных глиняных фигур, созданных в разное время, по стилю исполнения принадлежат к нескольким школам.

Искусство Бактрии. Голова эпигона
Голова эпигона
Глина необоженная. III век до н.э.


К первой следует отвести скульптуру селевкидского времени, выполненную в малоазийских греческих традициях. Другая, греко-бактрийская школа представлена скульптурами, исполненными в местных традициях. К третьей, наиболее многочисленной, относятся скульптуры местного стиля, обнаруживающие сильное влияние парфянского н гандхарского искусства.

Расположение фигур и обломков, открытых при раскопках, свидетельствует о том, что скульптуры были предварительно разбиты, а затем брошены в дальнем северном тупике западного обводного коридора вместе с другими священными предметами: алтарем, ножнами акинака, серебряной рукой больше натуральной величины, скифо-сибирским изображением хищника, серебряной задрапированной полуфигурой местной богини, каменными булавами. Еще до реставрации стало ясно, что все скульптуры фрагментарны и удастся собрать всего лишь одну полную алебастровую статую сатрапа.

Лучшей по стилю исполнения является голова безбородого мужчины в царской повязке — диадеме, относящаяся к селевкидской школе. Глина местная, желто-коричневого цвета, с вкраплениями песка и известняковыми включениями.

Голова лепилась от туловища отдельно. Иссиня-черные волосы, стянутые розовой тенией, падают на лоб и виски изогнутыми, сужающимися к концам, изящными прядями, расчлененными на несколько частей. Завитки-локоны подчеркивают красоту прямого лба. Зрачки глубоко посаженных глаз пластически не выделены, они были окрашены краской. Несмотря на небольшие размеры (половина натуральной величины), голова выглядит монументально.

Скульптор был скорее всего греком или сильно эллинизированным бактрийцем, знакомым с лучшими традициями греческих ваятелей Скопаса и Лисиппа, широко известных в подлинниках и подражаниях. Он ориентировался на малоазийские образцы как монументальной, так и малой пластики, включая монетные изображения селевкидских царей. Родство как общего облика, так и трактовки мелких деталей (прически, лба, глаз, овала лица) выдает руку опытного мастера, близкого по школе к мастерским Пергама, Приепы, Магнезии па Меандре, работавшим в III в. до н. э. Голова портретна и, судя по повязке-диадеме, изображает одного из эллинистических правителей.

Искусство Бактрии. Голова сатрапа
Голова сатрапа
Алебастр. III-II век до н.э.


Особого внимания заслуживает относящаяся ко II группе (греко-бактрийской школы) скульптура сатрапа, облаченного в белый башлык. Мужская голова анфас, в третью часть натуральной величины, выполнена из алебастра, изнутри она полая. Изучение обратной стороны скульптуры создает впечатление, что при изготовлении объемным рельефом масса как бы вдавливалась в форму, при этом в нужных местах накладывались дополнительные куски алебастра. Мы надеемся, что последующая реставрация позволит опубликовать скульптуру в целом виде. Пока же при рассмотрении головы обращает на себя внимание, что лицо, окрашенное в коричневый цвет, слегка расширяется книзу, нос узкий, со впадинкой на переносице и небольшой горбинкой в нижней половине, с ноздрями, проработанными расписными дугами. Глубоко посаженные глаза обведены линейным и черными овалами, заостренными у наружного края и округленными у носа.

Зрачки показаны круглыми черными пятнами, надбровные дуги — черными линиями. Рот небольшой, верхняя губа частично прикрыта усами, нижняя — бородой. Губы окрашены красной краской. Вся нижняя половина лица обрамлена густой черной растительностью, в которой усы и борода слиты воедино и имеют внизу клиновидную форму. Усы изображены несколькими поперечными насечками, нанесенными острым инструментом. Гораздо детальнее проработана борода. Над низким лбом, выступая, нависает почти гладкая полоска волос, подстриженных в «кружок». Головной убор — башлык восточного, иранского типа — кирбасий состоит из охватывающего голову рельефного валика — обруча, над которым, закрывая виски, возвышалась полусферическая пли коническая (не сохранившаяся) часть. Вдоль щек до самого подбородка идут листы — нащечники, закругляющиеся внизу на уровне подбородка.

Моделировка общего объема и мелких деталей очень четкая и уверенная. Эта скульптура — мастерское, хотя и лаконичное портретное изображение мужчины, властно и внимательно глядящего перед собой. Условно мы назвали этот портрет головой сатрапа. Пока она не имеет точных аналогий, хотя в Халчаяне найдена целая серия мужских голов, в том числе бородатых и даже с близким головным убором.

Однако халчаяновские стилистически отличаются от тахтисангипских. Особенно существенно, что общий овал лица скульптурных голов из Халчаяна книзу суживающийся, а на Taxти-Сангипе, наоборот, расширяющийся. В этом отношении прослеживается близость и скульптуре Хатры и скульптурам из других парфнских центров. В литературе неоднократно и детально разрабатывался вопрос о парфяно-бактрийских взаимосвязях в области искусства и архитектуры. Тахти-сангинская скульптура еше раз подтверждает наличие этих связей. Вместе с тем она расширяет наши представления об облике бактрийской скульптуры в целом. Что касается времени создания головы правителя, возможно действительно сатрапа, то наиболее приемлемой представляется широкая датировка III — II вв. до н.э.

Очень интересна одна из многих алебастровых скульптурок, изображающая бактрийца, которую следует по классификации отнести к третьей местной школе. Голова, руки и ноги скульптуры частично отбиты. Мужчина был изображен в движении, правая нога — впереди, левая отведена назад. Одеяние в виде длинного, складчатого хитона, подпоясанного поясом, который завязан узлом и свисающими вниз двумя длинными концами — местное, индо-бактрийское. Для иконографии этой бактрийской школы и для характеристики нашей скульптуры в частности характерны вытянутые пропорции с узкими талией, бедрами и плечами, четкая, почти графическая трактовка, уверенная, несколько обобщенная передача формы. Сопоставление с кушанской иконографией показывает частичное сходство с образом Канишки, запечатленным в скульптуре и на монетах. Более близки аналогии в скульптуре матхурской школы последних веков до н. э. Определенные параллели изображениям третьей бактрийской школы намечаются и в парфянской скульптуре I — II вв. н. э.

Литература
•  Г. А. Пугаченкова. Искусство Бактрии эпохи кушан. М., 1979, табл. 129 — 130;
•  Г. А. Пугаченкова. Скульптура Халчаяна. М., 1971, с. 57 — 58, табл. 68.
•  K P. Пичикян. Ножны ксифосов и махайр в Северной Бактрии. — Советская археология, 1980, № 4, с. 202 — 212.
•  М. А. Richter. Sculpture and Sculptors of the Greeks. New Haven, 1930.

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Геракл и Сцилла. Изображения на рукояти меча



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов



Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика