Археологический клуб

Древняя Бактрия

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

В 1980-х годах изучением Греко-бактрийской культцры занималась Южно-Таджикская экспедиция Института востоковедения АН СССР, АН ТаджССР и Государственного Эрмитажа (руководитель экспедиции член-корреспондент АН ТаджССР Б. A. Литвинский). Экспелиция работала над сбором материалов по проблемам истории и культуры Бактрии, занималась планомерным исследованием взаимосвязей древних народов Азии и Востока, а также Средиземноморья. Один из отрядов экспедиции (начальник И. Р. Пичикян) вел свою работу в том районе Кобадианского оазиса в месте впадения р. Вакш в Амударью,5 где скорее всего был найден Амударьинский клад.

Раскопки осуществлялись на городище Тахти-Сангин (Каменный трон). Был открыт монументальный храм. Центральный четырехколенный зал (12х 12 м) с трех сторон был окружен обводными коридорами. Вход в здание был оформлен колонным портиком. Архитектурная композиция храма — восточная, строительные приемы и материалы — бактрийские, тип архитектурных деталей — эллинский. Храм был возведен в III в. до н.э. и существовал на протяжении пятисот лет.

Верующие жертвовали в храм множество дорогих вещей, в том числе произведения искусства и оружие. Среди пожертвованных («посвятительных») вещей были старинные (к моменту пожертвования уже вышедшие из употребления) предметы. Все это жрецы складывали в специальные хранилища в коридорах, а также закапывали пожертвованные вещи под полами в ямы (дальше они именуются культовыми закладами). Из письменных источников и раскопок других святилищ известны многочисленные примеры длительного накопления в храмах посвятительных сокровищ.

Большое значение находок на Тахти-Сангине состоит в том, что в храме Окса, в частности в закладе №4, открыты материалы большого хронологического диапазона, позволяющие проследить динамику развития греко-бактрийской скульптуры от ее возникновения до сложения кушанских художественных школ. Заклад №4, датирующийся по последней находке, был совершен около рубежа н. э.

Аналогичную картину дает заклад № 3, открытый в том же обводном коридоре. В нем было найдено около десяти местных акинаков, множество костяных обкладок ножен греческих пехотных и кавалерийских мечей. Вместе с этими находками лежала шкатулка и з слоновой кости, па степках которой были выгравированы сцены «Бактрийцы па охоте». Большая часть находок относится к эпохе эллинизма, хотя некоторые греческие ножны датируются более ранним временем, а стенки шкатулки определенно более поздним, возможно даже 1 в. до н. э.

Произведения искусства, открытые в южном Таджикистане, во многом дополняя находки в Афганистане и Средней Азии, еще раз подтверждают близость культур родственных народов в эпоху Греко-Бактрии и Кушанского царства, сплоченных в едином культурном, историческом и политическом регионе.

Бактрийское искусство. Бляха с изображением трёх пантер
Бляха с изображением трёх пантер
Золото, бирюзовые вставки


Отдельные разрозненные и разновременные находки говорят о постоянных связях со скифо-сакско-сибирским кочевым миром. К ним в первую очередь относится золотая бляха со сферической поверхностью, украшенной выполненными в высоком рельефе фигурами трех пантер. Шествующие друг за другом хищники вцепились зубами в прогиб хребта. Этот сомкнутый хоровод пантер относится к искусству звериного стиля, в древности широко распространенному в степном поясе Евразии. В гнездах на лапах и голове пантер помещена бирюзовая инкрустация, позволяющая датировать бляху последними веками до н. э.

Бактрийское искусство. Навершие в виде головы волко-дракона
Навершие в виде головы волко-дракона
Камень


Другим произведением этого стиля может служить навершие из нефрита с изображением волко-дракона, выполненного в сильно стилизованной манере. Это прямоугольно-параллелепипедный блок со вписанными в него головой и шеей чудовища. Сомкнуто-оскаленная часть инкрустирована пастовыми зубами-вставками. Голубой пастой заполнены круглые, геометрически прорезанные глаза. С помощью валиков моделированы челюсть, лобовая вогнутая плоскость, большая клыкастая пасть и громадные уши (последние выделены и объемным рельефом).

Анализ открытого нами материала позволяет назвать следующие основные компоненты в греко-бактрийской культуре:
1) восточный — изначальный с сильной древнеиранской первоосновой;
2) греческий — привнесенный, но продолжавший развиваться на бактрийской почве и чисто эллинских традициях;
3) гандхарский — слитый воедино греко-индийский стиль;
4) сибирский сако-скифский звериный стиль.
Органическое слияние этих компонентов и образует греко-бактрийское искусство.

Литература
•  О. М. Dalton. The Treasure of the Oxus. London, 1964;
•  Т. H Зеймаль, F. В. Зеймаль. Еще раз о месте находки Амударьинского клада. — Известия Отделения общественных наук АН ТаджССР, 1962, вып. 1 (28).
•  Е. В. Зеймаль. Амударьинский клад. Л., 1979.
•  P. Bernard. Fouilles d'Ai Khanoum (Compagnie 1965, 1966, 1967, 1968).— Memoires de la Delegation Archeologique Francaise en Afganistan, XXI, Paris, 1973.
•  Б. А. Литеинский, Х. Мухитдинов. Античное городище Саксанохур. — Советская археология, 1969, № 2.
•  В..О. Сарианиди. Царский некрополь в Северном Афганистане. — Вестник АН СССР, М., 1979, № 9.
•  М. М. Дьяконов. Работы Кафирниганского отряда. — МИА, № 15. М.— Л., 1950.
•  М. М. Дьяконов. Археологические работы в нижнем течении реки Кафирнигана (Кобадиан) 1950 — 1951 гг. — МИА, № 37.

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Ножны акинака с изображениями животных



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов



Areas where symbolic AI has been ahead of the game
Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика