Археологический клуб
Древняя Бактрия

Бактрийцы на охоте. Сценки на слоновой кости

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Самой поздней находкой, датирующей культовый заклад № 3, были стенки небольшой коробки-ларца или шкатулки с изображениями сцен «Бактрийцы на охоте». Сцены охоты на стенках ларца из слоновой кости (21,6 x 6,2 x 0,7 см) донесли до нас ценнейшие гравированные изображения: документальный облик, костюмы, вооружение, конскую упряжь, породу коней, посадку наездников, безудержную удаль юэджийских или раннекушанских воинов-победителей Греко-Бактрийского царства.

На полном скаку оба всадника (один обернувшись назад) стреляют из лука в зверей. Спасая своих детенышей, пытается прыгнуть на наездника самка барса, уже пораженная в грудь двумя стрелами, рядом с нею два маленьких барсенка. Охотники убили несколько горных баранов со спирально изогнутыми завитками рогов, спасаются бегством заяц и лисица. Резчик тщательно и искусно выгравировал мельчайшие детали. Композиционно сцена решена с большим мастерством: скачущие в противоположных направлениях всадники помещены по краям, но это не разрывает изображения, ибо оба всадника стреляют в одном направлении, их объединяют также бегущие, раненные и уже убитые животные, заполняющие верхний, нижний и промежуточные регистры.

Бактрийцы на охоте
Бактрийцы на охоте.
Стенки ларца.
Слоновая кость. Конец II - начало I вв. до н.э.


Следует вместе с тем отметить резкий контраст между живой и очень точной передачей движения животных (особенно великолепна трактовка скачущих коней) и фигурами всадников, которые изображены так, будто они сидят не на летящих в галопе конях, а на дворцовых тронах, — в этом сказалось следование канону, который впервые обнаружен на этом памятнике, а позже прослеживается на стенных росписях и других изображениях ранее-средневекового центральноазиатского искусства. В целом же основной художественной доминантой композиции является динамизм.

Сцена охоты — один из наиболее излюбленных мотивов искусства Востока, в частности она варьировалась и развивалась в искусстве парфянского и сасанидского Ирана. Поскольку изображения всадников на шкатулке, так же как и халчаяновские и дельверзинские скульптуры кушанских царевичей, имеют сходство с портретами Герая — основателя Кушанского царства, тахтисангинские гравированные пластины должны быть датированы периодом, последовавшим за юэджийским завоеванием Греко-Бактрии, т. е. концом II — началом I в. до н. э.

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Изображение Александра Македонского на ножнах




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры